Наверх
Интервью

«Самое трудное - определить действительно ли это — дело твоей жизни». 

Интервью с начинающим дизайнером и иллюстратором Сашей Беляевым
10.11.2017
- Саша, давай начнем сначала. Сколько тебе лет и откуда ты родом?
- Мне 21 год, родился в Калуге. Там я закончил школу, отучился несколько лет в местной художке и приехал учиться в Москву.
- Где ты учишься?
- Сейчас я учусь на иллюстратора в Московском Политехе на третьем курсе.  (Интервью - не анкета. Ответы на простые фактические вопросы можно засунуть в какие-нибудь другие части текста или упомянуть в лиде. Вопросы типа "сколько тебе лет" и "где ты учишься" - ученические)

- Расскажи о своем детстве. Стало ли оно отправной точкой твоего творческого пути?

- В детстве я мечтал стать и летчиком, и индейцем, а потом, даже и водителем троллейбуса. Так что, видимо, нет. А если серьезно, то я много рисовал, очень любил это занятие, поэтому мои чуткие родители и заставили меня пойти в художественную школу. И как-то так повелось, что все у нас знали, что я буду учиться в художественном университете и стану художником. На самом деле поиск себя - это трудное дело, всегда одолевает куча сомнений, часто не хватает решительности. Насчет отправной точки не могу сказать. Либо это, вообще, тот первый раз, когда я взял карандаш в детстве, либо учеба на первом курсе, потому что она значительно перевернула мои представления о многих вещах, об иллюстрации в частности. (Мы же договорились, что это биографическое интервью с упором на детство. А здесь ему посвящен один абзац. При том, детство - это большая часть жизни этого конкретного человека)

- Значит, иллюстрацией ты заинтересовался недавно?
- Мое знакомство с иллюстрацией состоялось во время подготовки к вступительным испытаниям в университет. Но конечно, это было гораздо менее интересно, чем то, что мы делаем сейчас.
- Чем тебя зацепила иллюстрация?
- Интересна связь между самой картинкой и текстом, если говорить о книжной иллюстрации. Нужно почувствовать автора, и ему соответствовать. 
Серия иллюстраций  к книге "Я не пойму" Игоря Жукова
- А как насчет своего стиля?
- Было бы опрометчиво сейчас заявлять о каком-то своем стиле. Сейчас я только в самом начале пути, поэтому мне льстит, что вы захотели взять у меня интервью. А пока я нахожусь в поиске, пробую разные техники и приемы. С какими-то техниками нас знакомят в университете, что-то уже додумываешь сам. В общем, сейчас время, когда необходимо экспериментировать. Молодость и отвага.
- Это твое первое интервью?
- Да.
- Где ты обычно рисуешь?
- Я живу в общежитии, и как ни странно мне там довольно комфортно работается. Хорошо, что соседи понимающие, и не удивляются горам бумаги, картона, карандашным ошметкам, опилкам, краскам и многим другим интересным вещам. Особенно хорошо идет дело, когда, кто-то рядом тоже трудится. Например, мой сосед — программист. Он частенько «кодит» по ночам, и получается, что мы параллельно трудимся каждый над своим проектом, и, я вам скажу, это очень продуктивное время. Когда рядом кто-то усердно работает — это сильно подстегивает.
- А какие инструменты используешь для работы? Любимая техника, материал?
Как я уже говорил, сейчас — поиск. У меня есть иллюстрации в технике ксилография - когда штихелем вырезаешь рисунок на доске и с доски печатаешь. Мне это очень нравится, процесс резьбы как-то успокаивает, делаешь дело, а мысли где-то там...                Есть картинки, сделанные с помощью цветных карандашей и бумаги, есть проекты из цветной бумаги, что-то рисуется карандашом, сканируется и доделывается в фотошопе, что-то рисуется сразу в фотошопе. Сейчас я даже использовал мусорный пакет для одной иллюстрации, но этот прием не подходит для этой книжки, пришлось отказаться. Все это очень интересно. Мне нравится эффект наклеенной мятой цветной бумаги или кальки, очень здорово, когда видны рваные края, какие-то помятости. Выглядит живо, приятная фактура получается.
- Расскажи про эту иллюстрацию.
- Эта иллюстрация (Иллюстрация - она же обычно к чему-то, к какому-то тексту, разве нет? А иначе получается, что это просто картина. Даже если это не обязательно так, этот вопрос надо было задать) сделана в фотошопе с помощью графического планшета. Ни на заказ, ни проект в университете. Просто под действием какого-то порыва сел рисовать. Я уже точно не помню, чем я занимался в тот момент, но нужно было отвлечься, выплеснуть накопившееся за день, а может и больше. В итоге получилось несколько иллюстраций, они для многих покажутся странными, я думаю. Вот это одна из них. Если честно, было бы интересно показать ее хорошему психоаналитику. Она, как мне кажется, как бы приоткрывает дверь в недры моего бессознательного. В общем, получился такой спонтанный выплеск эмоций. Даже интересно, какие ассоциации она у вас вызвала.

- Да, при просмотре твоих работ я и правда заострила внимание именно на ней. В ней есть все и ничего одновременно: что-то трогательное, доступное только тебе, а, с другой стороны, глобальное, затрагивающее всех. Минимализм с глубоким посылом. Думаю да, такой иллюстрацией можно исследовать человеческий разум.(Это один вопрос или два? - непонятна структура)
- Тогда что для тебя важнее: форма или содержание?
- Надо искать гармонию или компромисс. Но даже самая многообещающая форма, лишенная содержания, теряет смысл.
- Расскажи, как ты строишь процесс работы? Много тратишь времени на создание иллюстрации?
- Если мы говорим о книжной иллюстрации, то все начинается с раскадровок маленького формата. Они нужны, чтобы определиться с общим движением, с ритмами в книге и с развитием в целом, от разворота к развороту, чтобы получилась цельная графическая история. Дальше делаются эскизы в формат, с решением деталей, проработкой персонажей. На заключительном этапе необходимо получить оригиналы, которые должны быть не хуже эскизов, чего мне бывает тяжеловато добиться.
- Можно поподробнее про сложности в работе?
- Это самая трудная для меня часть — из эскизов сделать достойный оригинал. Всегда получается так, что в эскизах больше жизни и выразительности, чем в итоговой картинке. Борюсь с этим. В эскизах чувствуешь себя свободнее. Раскадровки и эскизы — процесс быстрый, динамичный. Большая часть времени у меня уходит на создание оригиналов. Нужно, чтобы прошло некоторое время, прежде чем приступить к их созданию. Надо как бы настроиться на сосредоточенную вдумчивую работу. Если будем говорить об отдельных иллюстрациях, то тут все гораздо проще и быстрее. Часто я просто начинаю рисовать их в фотошопе, без какой-либо предварительной подготовки.
Иллюстрация к произведению Славомира Мрожека «Эмигранты»
- Есть ли у тебя какие-нибудь другие увлечения? Может быть, необычные?
- Иногда я занимаюсь спортом. Спортсмен из меня так себе, но зато пару раз рисовал качков, баскетболистов, бойцов. Раньше в группе играл на бас гитаре, музыкант из меня тоже не очень. Их необычных - знаю азбуку Морзе.
- А что не умеешь, но хотел бы изучить?
Много чего не умею, хотелось бы изучить все по максимуму. От умения садиться на шпагат до знания какой-нибудь латыни. И на волынке играть научиться хочу.
- Самое странное место, где тебе приходилось побывать?
- Переславль Залесский и Иркутск. Даже не могу определить, какое из них для меня страннее. Тут всё просто — в этих городах я проходил службу в армии. Армия же это совершенно особая «страна чудес». Довольно странно, на самом деле, по пол года находиться в этих городах и так и не получить возможности их осмотреть, погулять по улицам. Тем более, кто бы мог подумать, что меня занесет в такую даль, как Иркутск. Там же Байкал меньше чем в 100 километрах. Жаль, что не получилось его увидеть. Переславль-Залесский — город с огромным количеством церквей, в котором нет даже кинотеатра. По-моему, странно. (Вот типичная ошибка начинающих журналистов. Задание - биографическое интервью, помните? Это значит, надо узнать у человека как можно больше больше про его жизненный опыт, про его прошлое. Человек вам говорит, что служил в армии. Для любого мужчины это важнейшее переживание, своего рода инициация. Вместо того, чтобы подробнее расспросить его об этом, вы задаете следующий вопрос)
- Что оказывает влияние на твое творчество?
- Да множество факторов. Например, один преподаватель познакомил нас с польской графикой. Это было что-то потрясающее. Помню, как мы рассматривали горы книжек, которые он принес. Благодаря этому человеку мне довелось самому попасть в Варшаву, где проходила наша студенческая выставка. Оттуда я привез килограмм отменных книг и журналов.
- А музыка? Помогает ли тебе в творчестве музыка? Как известно, она даёт сильный эмоциональный толчок.
Я раньше был большим поклонником панк рока, сейчас больше нравится джаз, классика. У музыки многому можно поучиться. Это же абстракция в чистом виде. Да музыка волшебна. Она может погружать в необычайные состояния. И она такая разная. Ну и мне, как художнику книги, важно обратить внимание на развитие в произведении. Как одна тема перетекает в другую, но остается единым целым.
- Проект твоей мечты? Какой он?
-Часто ловлю себя на мысли, что хочу принять участие в создании мультфильма. Может рисовать персонажей, может фоны. Не знаю, но, возможно, это и есть проект мечты. Воплотить те композиционные знания и умения как иллюстратора в сфере мультипликации.

«Когда ты начинаешь что-то новое, от тебя никто не ждет каких-то потрясающих успехов, и что бы ты ни сделал, кажется круто, ведь ты мало на что рассчитываешь. Самое трудное - определить действительно ли это — дело твоей жизни». 
- Какой самый важный совет тебе давали?
Екатерина Андреевна Силина была моим преподавателем иллюстрации на первом курсе, и она как-то говорила о том, что мы — художники 21 века, и нам необходимо делать какие-то невероятные вещи, чтобы запомниться и чего-то добиться. Это придало мне смелости, избавило от скованности.
- И какой совет можешь дать начинающим иллюстраторам?
- Ничего не бояться и пробовать!
- Согласен ли ты с тем, что самое сложное — это поверить в себя и начать?
- Нет, когда ты начинаешь что-то новое, от тебя никто не ждет каких-то потрясающих успехов, и что бы ты ни сделал, кажется круто, ведь ты мало на что рассчитываешь. Самое трудное - определить действительно ли это — дело твоей жизни.
- И как? Получилось понять?
- Сложный вопрос, я сам еще не до конца понял, но мне нравится то, чем я занимаюсь.
- Последний вопрос, есть ли у тебя жизненный принцип, который ты никогда не сможешь переступить?
- После краткого изучения теории бессознательного Фрейда и механизмов работы психики — главное не врать себе!
Последние три вопроса я бы вообще убрала. Слишком много общих слов. Смотрите, в принципе, все неплохо, но в таком стиле в прессе делаются интервью только с известными деятелями культуры, которые уже состоялись и чего-то добились в своем творчестве.  Ну не знаю, с Сергеем Юрским или хотя бы Петром Павленским. Здесь я специально дала вам задание сделать биографическое интервью - то, что можно сделать с любым человеком, даже неизвестным. Расспросить его о прошлом, о воспитании, о радостных и грустных моментах детства. Почему-то вы этих тем упорно избегали, предпочитая говорить о творчестве - что, в общем, тоже вполне интересно, и одно другому не мешает, но задание вы, увы, не выполнили. 

Комментарии:

Вы должны Войти или Зарегистрироваться чтобы оставлять комментарии...