Наверх
Интервью

Документальная анимация: искусство, которое моложе, чем кино

редакция Include
15.12.2016
На днях в центре современной культуры «Смена» прошла лекция театрального критика Дины Годер о документальной анимации. Поговорили о том, каково сегодня художникам и зрителям и что мы не успели осознать всю трагичность прошлого нашей страны.
  • Альфия
    – В какой момент человек понимает, что хочет посмотреть именно это кино, или спектакль, или анимацию? Как творец доходит до своего зрителя?
  • Дина
    – Авторское кино существует в режиме фестивалей. Во всем мире довольно давно, в России в больших городах, как правило, можно посмотреть очень многое. Дальше, если заинтересуешься, начинаешь «шаровать» в интернете о том, что тебе интересно. Например, любимые фестивали. Знаешь, что проходит условный французский фестиваль в Анси (ежегодный международный фестиваль анимационных фильмов в Анси – прим. редакции). Вот он закончился в июне, открываешь, смотришь список победителей, ищешь их творения, записываешь. Через год-два они появятся в твоем городе. Зрителя никто в кино не принесет, даже если это будет «Гарри Поттер». Но с фестивальным кино, конечно, сложнее! Зато зритель у него более заинтересованный.
  • Альфия
    – Вы говорите, что в анимации бывают документальные истории, но с домысливанием. Домысливание не противоречит документальному началу?
  • Дина
    – В некотором смысле противоречит, в некотором – нет. Здесь не может быть хорошо или плохо. Здесь либо произведение талантливое, либо нет. Когда документальная анимация только появлялась, работали на точной фиксации. Теперь ясно, что человек делает произведение искусства. Он хочет высказаться на какую-то тему. Например, «Вальс с Баширом» – есть момент, когда на корабле герой видит, что по морю плывет гигантская женщина, она берет его и кладет себе на живот. То есть это абсолютно безумная фантазия! Но все мы понимаем, что это спасение человека, который потерян. Он отплывает, и корабль его взрывается. Это метафора! Дело не в том, как это сделано. Это сделано через фантазию. Но мы же понимаем, что речь идет о том, что в голове у автора.
  • Альфия
    – Вы показали нам много фильмов, которые сделали студенты. Значит, это сравнительно молодые режиссеры. В какой момент человек понимает, что способен взять на себя ответственность создать произведение искусства и говорить с человеком?
  • Дина
    – Нужно ее просто брать. Набраться смелости и «сказать». Пока ты не наберешься смелости, не увидишь результата. Ты сделаешь что-то – у тебя получится плохо, сделаешь второй раз – получится лучше, в третий раз у тебя получится хорошо. Те фильмы, о которых я говорила – это дипломное кино.
Подпись к«Сегодня я хотела показать вам очень разное искусство анимации. И далекое, и близкое. И тяжелое, и легкое для восприятия», — говорит Дина Годер. Фото: группа «Центр современной культуры «Смена» ВКонтакте изображению
  • Альфия
    – Вы говорите, что в странах с драматичным прошлым анимация развивается лучше. Почему?
  • Дина
    – Где анимационная школа хорошая, там анимация и развивается. Просто в некоторых странах к «документу» относятся с особым интересом. Есть же страны, у которых сильное кино, а есть – у которых слабое. Тут то же самое.
  • Альфия
    – Но ведь и у нас трагичное прошлое…
  • Дина
    – Не знаю, с чем это связано. В некоторых ситуациях, мне кажется, что это драматичное прошлое «вызывает» людей. Вдохновляет, можно сказать. У нас дико (с акцентом на этом слове) драматичное прошлое. Но мы его до сих пор не осмыслили. Как мы можем рассказывать о том, какое у нас было страшное прошлое, если у нас водители ездят с изображением Сталина на лобовом стекле? Значит, они не считают, что оно страшное. Эти травмы не проработаны. Не было времени у нас. Советский союз распался, потом 90-е, а сейчас обратно все понеслось.
  • Альфия
    – Как вы считаете, как найти свою проблематику? Когда чувствуешь, что хочешь помогать тем, что умеешь делать, но не знаешь за какую тему взяться. Или она сама тебя найдет?
  • Дина
    – И так и так бывает. Но чаще ты услышал что-то, что тебя удивило. И ты не можешь не написать об этом. Эта история гложет тебя, жить тебе не дает! «Умираю, но хочу написать об этом».
  • Альфия
    – Творчество всегда должно быть основано на проблеме?
  • Дина
    – Нет, конечно. Иногда можно работать, например, с ритмом. Он может быть и музыкальный, и какой угодно. В документальной анимации просто зона проблем гораздо больше.
  • Альфия
    – Вы сказали фразу «сегодня термины плывут». А есть термины, которые сегодня «не плывут»?
  • Дина
    – Если говорить об искусстве в контексте истории, у нас ведь уже определено, что такое «барокко». И никуда уже «не поплывет». А современное искусство – вещь живая, она сейчас происходит, и не может «не плыть». Она постоянно развивается. В XX веке те, кто делал документальную анимацию, не думали даже, что это документальная анимация. Ну, мультфильмы с речью. Ну и что.
Подборка анимационных картин, которые есть в свободном доступе:

Фонд Ави Хай «Лица. День. Память», ежегодно делает несколько трехминутных фильмов, каждый из которых посвящен одному погибшему в каком-то из израильских военных конфликтов. Эта история о парне, погибшем на Синайской войне:
Киношкола «Сапир», режиссер Мизмор Вацман о малышке, не понимающей, что умерла бабушка:

Комментарии:

Вы должны Войти или Зарегистрироваться чтобы оставлять комментарии...