Наверх
Фотопроекты

Москва - Севастополь

Фотодневник маленького  путешествия 
01.09.2017
Весной  2015 года мы с немецкой журналисткой Дианой Лаарц по заданию журнала GEO Germany отправились в путешествие из Москвы в Крым. Задача была добраться до Севастополя, пересаживаясь с одного вида транспорта на другой. Автомобиль, автобус, поезд, паром, самолет. 17 дней в пути. Москва, Тула, Воронеж, Шахты, Ростов, Таганрог, Туапсе, Керчь,  Ялта, Севастополь, Москва.  
17.03.2015. Москва
Дианин план был такой: в каждом городе по пути находить интересных людей и расспрашивать их о том, как им живется в России вообще и в новой пост-крымской реальности в частности. Мой план был фотографировать Диану, дианиных героев, и все, что покажется интересным. С какими-то людьми уже были договоренности, где-то решили положиться на как пойдет. С московским героем Диана договорилась еще из Берлина. Наше путешествие началось с завтрака у Зураба Церетели. 
Было ну очень вкусно. Подавала дочь скульптора - на фото справа.  Шарлотка, творог со сметаной, сырники, кизиловое варенье и мое любимое абрикосовое. 
Скульптор Церетели живет в особняке на Большой Грузинской улице, раньше в доме находилось посольство ФРГ. Маэстро показывает нам дом. На фото Большая столовая. Как выяснилось, завтракали мы в Малой. 
А это даже не знаю как назвать.  Прихожая? Пропилеи? В общем, Зураб Константинович выходит из дома и идет на работу сквозь строй правителей Руси. 
Вечер мы провели в офисе пропутинского молодежного  движения "Сеть". Активисты готовились к митингу по поводу первой годовшины присоединения Крыма. 
Под портретом Лаврова сидит моя подельница Диана.
Кольцо всевластия. Наша прелесть. Серебряный перстень, дизайн которого разработали активисты движения "Сеть" Перстень продавался (2015 год) за 150 евро под брендом PUTINVERSTEHER -  "Понимающий Путина". 
Движение "Сеть" спонсирует студию, где сочувствующие движению могут заниматься живописью. Пресс-секретарь движения Анастасия Мельник демонстрирует нам работы самодеятельных живописцев.

18. 03. 2015. Москва
В этот день мы с Дианой отправились на митинг. Москвичи на Красной площади и ее окрестностях отмечали первую годовщину присоединения Крыма к России. 
Путь на митинг
Собственно митинг
После митинга
19.03.2015. Тула
Отправились на юг. Витаий Рустанович благородно согласился отвезти нас в Тулу на своей машине. 
Выезжаем из Москвы.
Тула -  чемпион России по количеству аутентичных брендов:  ружье, Левша, самовар, пряники, гармошка, Лев Толстой. Решили ограничиться тремя: гармошка, Толстой и оружие.  Не заезжая в гостиницу, отправились на фабрику музыкальных инструментов. 
По пути в гостиницу проезжали мост через речку Воронку. Остановились и сфотографировали речку Воронку. 
20.03.2015. Тульская область, город Богородицк
Отправились с Дианой в город Богородицк в гости к нашему тульскому герою  Николаю Лаврентьеву, директору сельскохозяйственной  компании "Богородицкий альянс". Компания занимается выращиванием семенной картошки, и, как выяснила Диана, является одной из самых крупных в России. 
Это сам Николай Лаврентьев, хозяин  компании "Богородицкий альянс" на фоне принадлежащих компании полей
Тут у меня возникла проблема: Николай Лаврентьев оказался классным дядькой, принимал нас с радушием, напоил, накормил, свозил на экскурсию на Куликово поле. Герой, в общем, сугубо положительный. Но из всех возможных сельскохозяйственных работ,  20 марта 2015 года оказалась доступной к фотографированию только переборка картошки в ангаре. Надо сказать, зрелище не бравурное. Мрачновато получилось. 
Переборка картошки.
На обратном пути встретили эту траурную процессию мертвых берез. От чего погибли деревья таксист не знал. 
21.03.2015. Тула. Ясная Поляна. 
С утра отправились в Музей оружия. Музей очень продвинутый, куча всякого интерактива, много чего можно трогать руками. Жаль только, что это музей оружия. 
Тула, Музей оружия.
Тула. Музей оружия.
За кофе разрабатывали план дальнейшего продвижения на юг. Фото Виталия Рустановича.
Ясная Поляна
Так выглядит могила Толстого
Диана что-то пишет на берегу замерзшего пруда. Жанр, в котором мы работали, называется road-movie, это когда  предметом исследования становится собственно путешествие. Поэтому фотографировать Диану было важным делом. 
22. 03.15. Воронеж
Сели на ночной автобус и покатили в Воронеж. Накануне позвонил знакомому фотографу прекрасной  Кристине Бражниковой и попросил о помощи. Кристина ждала нас у автобуса. Поинтересовался, не слыхала ли Кристина о чем-нибудь  интересном, что можно поснимать вечером. Кристина сказала, что собирается в танго-клуб. Отправились вместе. 
Клубом танго и школой танго руководит Дмитрий Баклашов. Мы попали как раз на пати, посвященное дню рождения Дмитрия. Диане и клуб и Дмитрий так понравились, что она решила о нем писать. Снимать было ужасно тяжело - во-первых темно, во вторых все быстро двигаются. 
Снимал на ISO 10 000. Для далеких от фотографии: это почти предел чувствительности камеры. 
Выходя из клуба (он находится внутри какого-то промышленного объекта), обратил внимание на этот фиолетовый зонтик. Сказал Диане, что никуда не уйду, пока не дождусь правильного человека. У меня есть несколько вариантов этой фотографии, но лучший, на мой вкус, этот: 
Вход в клуб танго
23.03.2015. Воронеж
С утра снова отправились в клуб, Диана хотела поговорить с тангеро, а снять не танцы, а школу танцев.
Тангеро Дмитрий Башлаков ведет занятие.
Следующая съемка в Воронежском институте искусств. 
Будущие музыковеды сдают зачет.
Натурщик - огненно-рыжий мальчик. Оказался студентом дирижерского отделения. Я ему говорю:  "Слушай, не еврейское это дело тут в трусах лежать!"  А он: " Жить-то нужно, а тут работа прямо по месту учебы, удобно!"
Поскольку я был тоже путешественник, редакция велела по мере возможности фотографировать и себя самого. 
Диана еще из Москвы договорилась о встрече с девушкой из Кении, студенткой медицинского института. Диана говорила с Дженнифер по-английски, в течение всего разговора мне было невыносимо стыдно за страну. Люди в медицинском институте, похоже,  делают все возможное, чтобы иностранные студенты увезли домой стойкую неприязнь к России.  Живут студенты в грязном общежитии, проходят практику в больнице, где им, со слов Дженнифер, даже уколы не доверяют делать. Никакой работы по приобщению иностранных студентов к русским традициям и культуре  не ведется - девушка ни разу не была в гостях в русской семье, ни разу не выезжала из Воронежа, боится выйти из общежития, с ее слов, вечером в Воронеже чернокожему  находиться улице опасно. Отдыхать она ходит в клуб, открытый иностранными студентами для иностранных студентов. Я спросил: "Если все так плохо, почему же ты учишься в Воронеже, а не в другом месте?" Дженнифер сказала, что это воля родителей, поскольку образование в России очень дешево. Но есть и проблема: в Кении к российским медицинским дипломам относятся так себе, и девушка собирается по окончании института пару лет доучиваться в Канаде. 
Jennifer John Mwinyi - студентка Воронежского медицинского института. 
Общежитие для иностранных студентов Воронежского медицинского института
С Дженнифер отправились на лекцию в институт. Преподаватель очень интересно рассказывала об уровне глюкозы в крови и о том, что бывает, когда он падает.  Я массу нового и полезного для себя узнал. Например, почему мои теща, жена и младший сын просто звереют, когда голодные, а я нет. Но, похоже, единственным человеком, слушавшим лектора,  был я. 
24.03.2015. Шахты
Вообще-то, мы в Шахты не собирались, а собирались в Новочеркасск, где хотели снимать кадетский казачий корпус, о чем и договорились с пресс-секретарем Казачьего войска донского. Вернее, с пресс-секретарем одного из войск, поскольку их там, как сыновей у лейтенанта Шмидта, несколько. И уже собирались на поезд, но неожиданно  выяснилось, что корпус нам с дорогой душой покажут, вот, только казаки не знали, что нам еще нужно и с детьми пообщаться. А  детей-то и нет - весенние каникулы! Мы тогда попросили казаков показать нам что-нибудь другое интересное, те обещали подумать. Договорились так: мы покупаем билеты и  движемся в направлении Ростова на Дону. А уже в поезде получим команду на какой станции выходить. Утром пришла СМСка: выходите в Шахтах, будете снимать конный казачий патруль. 
В Шахтах нас уже встречали немолодые полные люди в новенькой похожей на военную форме. Представились казачьим патрулем, несущим службу на вокзале. 
С вокзала отправились на базу конного патруля. Я спросил, по какому маршруту проходит патрулирование. Казаки сказали, что существует план-график выходов и что сегодня они после обеда собираются отправиться на кладбище. Я немножко удивился и спросил, зачем нужен патруль на кладбище.
- Чтоб порядок был! Чтоб не шалили! 
- А что, шалят?
- Пошаливают!
Обещали взять с собой. Сели обедать. За обедом вдруг началась какая-то суета. Звонки, мини-совещания приглушенным голосом. Спрашиваем: "Что-то случилось?" Замявшись, казаки говорят, что получили нагоняй от Самого Главного Атамана из Ростова за то, что обещали свести меня на кладбище. Мол, фото на кладбище не улучшит имидж казачьего движения. Я сказал, что, обещания надо выпонять. Казаки согласились, но попросили кресты не очень фотографировать. Я сказал, что очень не буду. 
На прощанье казаки подарили Диане папаху. Мы сели в маршрутку и уехали в Ростов. 
25.03.2015 Ростов. Таганрог. Ростов. 
С утра Диана отправилась разговаривать с Самым Главным Атаманом. Тот пришел не в форме, а в костюме,  и расположился под огромным фикусом. Я  для виду несколько раз нажал на кнопочку, а потом с удовольствием сосредоточился на вкуснейших яблоках, принесенных  атамановой помощницей.  
Прямо из офиса атамана отправились в Таганрог - хотели посмотреть лагерь беженцев из Донбасса. В лагере (какой-то детский санаторий, похоже)  из мужчин только охрана. Пустили за ворота (казаки позвонили), но было видно, что нам не очень-то рады. Многие просили не фотографировать: "Вы знаете, у нас мужья воюют, мы бы не хотели..." Через час дали понять, что, мол, пора. Я почти ничего не снял. 
Лагерь донбасских беженцев близ Таганрога.
На обратном пути проехали через центр  Таганрога. Рядом с памятником Петру I на лавочке одиноко сидел старик в костюме гориллы. Было жарко, и голову гориллы старик держал на коленях. Фотографировать себя бесплатно не разрешил. Дом-музей Чехова был закрыт. Вернулись в Ростов. Вечером сели в поезд и отправились в Туапсе. 
26.03.2015. Туапсе
Туапсе, вобще говоря, это небольшой крюк, но мы хотели посмотреть лагерь "Орленок". Если в Воронеже мне было стыдно, то в "Орленке" я ходил гордым - это на самом деле круто. Диана нашла себе героя - пани Ядвигу, полячку, которая с 60-ых годов работает в "Орленке" библиотекарем. 
Кружок юных летчиков
27.03.2015 Туапсе - Керчь. 
Весь день в дороге. До переправы на автобусе, дальше на пароме. Как потом выяснилось, нам очень повезло - на следующий день заштормило и переправа не работала три дня. В Керчи Диана остановилась в гостинице, я отправился ночевать к отцу. Керчь -  моя Родина.  
28.03.2015. Керчь - Симферополь - Ялта
Проснулись с отцом в шесть утра, вызвали такси, съездили к маме на могилку. К девяти заехал за Дианой. Отправились в музей. Я все детство провел при Керченском археологическом музее, поэтому обливался ностальгической слезой. Застали там удивительне действо. Музей придумал такую замануху: приглашают детей, выдают им краски и жидкий шоколад. Дети этим рисуют. Смотреть на это тяжело, приходится все время напоминать себе, что рисуют шоколадом. Да и получается так себе. 
Не самая эффектная из снятых в музее фотографий, но выбрал именно ее, поскольку на заднем плане находится фотография  статуи скифской змееногой богини. Эта статуя была гордостью Керченского музея. Увы, она уехала в Амстердам с той самой злополучной выставкой. Суд решил вернуть экспонаты Украине, а родной мне музей лишился одной из своих лучших вещей. Осталась только фотография, на фоне которой дети рисуют шоколадом. 
Из музея поехали смотреть Аджимушкайские каменоломни. Каменоломням этим  две с половиной тысячи лет, тянутся они, по слухам, чуть ли не до Феодосии, плана выработок ни у кого нет. В мае 42-го года,  спасясь от наступающих немцев, "в скалу", как говорят в Керчи,  ушли 10 000 не успевшихся переправиться на таманский берег бойцов и какое-то количество мирного населения. Немцы закачивали в штольни смертоносный газ, но это не принесло результатов, подземный гарнизон продолжал сопротивление. Тогда, одновременно взорвав врытые в землю  в шахматном порядке авиабомбы, немцы спровоцировали искусственые обвалы породы. К моменту освобождения Керчи в апреле 43-го живых практически не осталось. 
Аджимушкай. Подземный госпиталь. 
Отец пришел провожать нас на автовокзал. Четыре часа до Симферополя, там пересели на троллейбус и через два часа были в Ялте. 
Девочка-татарка молилась на заднем сидении автобуса Керчь - Севастополь.
Приехали в Ялту, На автовокзале сели в такси. Пока водитель звонил в гостиницу и выяснял дорогу, через стекло машины снял такую сладко-сопливую фоткарточку.
29. 03. 2015. Ялта
Отправился на ялтинскую набережную. Сфотографировал кота. Обычно я этого себе не позволяю. 
Котик. Извините. 
Я как-то показывал эту фотографию, снятую на ялтинском пляже, на лекции, Кто-то из зала громо сказал: "Наповал!" Я даже не думал о возможности такого прочтения этой фотографии. Но мысль показалась мне интересной. 
Туристический бизнес в Ялте
Ялта, поющая собака на набережной.
Я потом поговорил с этим витязем в тигровой шкуре. Он назвался беженцем из Донецка. Я попросил у него телефон, подумал, может, Диане будет интересно поговорить. "Тигр" сказал, что он даёт интервью минимум за сто долларов. Мы не стали брать у него интервью. 
30.03.2015. Ялта - Севастополь
Весь день прошел в бесплодных попытках куда-то попасть и с кем-то встретиться. Худший день путешествия. Ничего из того, что мы планировали сделать в Ялте не получилось. Нас грубо послали на Ялтинской киностудии, нас вежливо послали в Институде виноделия. Я с детства не люблю Ялту и она, похоже, ответила мне взаимностью.  Вечером уехали в Севастополь.
31.03.2015. Севастополь
Сначала поехали в Инкерман на Завод марочных вин. Там мы хорошо так напробовались продукции. А технолог завода Валентина Буниевская стала нашим севастопольским героем.

Инкерманский завод марочных вин. Технолог Валентина Буниевского рассказывет Диане о достоинствах производимого на заводе вина. 
Потом поехали в Балаклаву смотреть знаменитую  вырубленную в скалах ремонтную базу подводных лодок. Сейчас это туристический аттракцион.
01. 04 2015. Севастополь.
Покатались на катере по бухте, посмотрели на Черноморский флот. Выходили в море  - все было спокойно, потом резко похолодало, налетел ветер,  поднялась волна. Капитан пытался пришвартоваться к тому месту, откуда отплывали, - не удалось. Пришлось искать другой причал. Покачало немножко. 

На переднем плане противолодочный корабль "Керчь", сзади флагман флота крейсер "Москва".  Единственный корабль первого ранга в составе Черноморского флоота. Что это означает, я не знаю, но звучит красиво. 
Визуальный символ Севастополя - памятник затопленным кораблям. Последний кадр, снятый в этом путешествии.
02.04.2015. Севастополь - Симферополь - Петербург

POST SCRIPTUM.
Сказать, что я был разочарован публикацией, - ничего не сказать. Ни одной фотографии из Крыма. Думаю, что это какая-то политика. Жалко. 

Комментарии:

Вы должны Войти или Зарегистрироваться чтобы оставлять комментарии...