Наверх
Репортажи

В школу можно не ходить

Почему школьные реформы это нестрашно (опубликовано в "Учительская газета")
04.04.2017
Когда я училась в старших классах, то уже знала, какие предметы мне нужны, остальные уроки просто отнимали время и силы. И я это воспринимала – как неизбежность. Что школа неизбежна, думают и большинство родителей, и потому опасаются образовательных реформ, беспокоятся и спорят. Какими бы ни были преобразования – от них нельзя будет укрыться, ведь в школу нельзя не ходить. Но, оказалось, что можно. 
Потому что есть альтернативные варианты – семейное образование, например. Многие родители не доверяют такой форме обучения, потому что мы очень мало про нее знаем. Поэтому я исследовала опыт семейного образования, чтобы понять, применим он или нет. Чтобы у родителей и детей школьного возраста снова появился выбор.
На свободу с чистой совестью
– Вы что, сумасшедшая? Ребёнок останется без образования! – сказала Ладе завуч школы, когда мать решила перевести сына на семейное обучение.
Мы с Ладой и Максимом сидим за столом на светлой просторной кухне. Лада – мать четверых детей. Она маленькая и стройная, но настойчивая. Максим – младший в семье и единственный, кто никогда не учился в школе.
– Я привела его на первый день знаний и поняла, что ему ещё рано в школу, – говорит Лада. – Он после пятнадцати минут урока либо уползёт под парту, либо начнёт гулять между проходами. Это сейчас, в четвертом классе, он усидчивый и серьёзный, а раньше был та ещё егоза.
Администрация школы и комитет образования города Подольска затягивали с переводом Максима на семейное обучение ещё два месяца: не хотели корректировать некоторые пункты примерного договора. Говорили, либо подписываете документ на наших условиях, либо никакой. 
Но по закону родители имеют право внести изменения в примерный договор, согласовать их со школой, скрепить соглашение печатью и со спокойной душой отправляться на семейное обучение. Но противоположная сторона не хотела принимать три простых просьбы матери.
– Я хотела заключить договор до конца августа, как положено, а не до конца мая, как предлагала школа. Это было нужно для того, чтобы получить финансовую компенсацию за обучение на дому в полном объёме, тогда компенсации еще были обязательными, это теперь они выдаются на усмотрение школы. Ещё я хотела присутствовать на аттестациях ребёнка, и чтобы сын мог участвовать в олимпиадах наравне со всеми, – рассказывает Лада. И в конце концов мать добилась своего.
До выхода нового закона об образовании родители шёпотом договаривались со школой о переводе ребёнка на семейную форму обучения. Но в 2013 году вышел закон, который сделал данную процедуру прозрачной и ясной. 
Методика
Закон такой: после перевода ребёнка на семейное обучение родители должны сами заботиться о его знаниях. В обязанности школы входит методическое обеспечение, проведение промежуточных аттестаций и консультации для подготовки к ним. Тут же возникает вопрос: как родителям выстроить учебный процесс таким образом, чтобы ребёнок не остался с пустой головой?
Лада при обучении своего сына придерживается методики нашумевшей школы Шаталова. С её помощью можно в короткий срок качественно освоить любой предмет.
– Началка, средняя школа, физика, химия... – мать вертит в руках диск с курсом математики за второй-четвертый класс, который Максим освоил в первом классе. – Я поняла, что если сама не смогу вытягивать, то либо посмотрю видеокурс, и сумею донести информацию ребёнка, либо отправлю его на эти занятия, и там ему предадут знания сами учителя.
Но пока Лада справляется. При обучении она использует два подхода: погружение и систематичность. Некоторые предметы Максим проходит блоками, а потом только вспоминает и изучает более глубоко. Однако в математике, русском и английском нужна регулярность, иначе теряется навык.
Такой же регулярно-блочной системы обучения придерживаются в семье Гласко, где растёт восьмиклассник Герман.
– Я считаю, что непосредственно сидеть с ребёнком нужно только в первом и втором классе, – говорит Виктория, мать Германа. Она крепко сложенная, бойкая и открытая. – Как показывает практика, большинство родителей в этот период, даже если работают, всё равно занимаются с детьми. А дальше, если ты сумел всё построить правильно и адекватно, ребёнок будет учиться сам.
Герман учится дома со второго класса. С тех пор он регулярно занимается четыре дня в неделю. Раньше на учёбу у мальчика уходило меньше времени, но в восьмом классе он учится по четыре часа в день.
– Такой подход позволяет изучать все предметы, – агитирует Виктория, к домашнему обучению многие относятся несерьезно, и она стремится его защищать, ведь у них в семье метод сработал вполне хорошо. – Но всё равно затраты времени получаются в несколько раз меньше, чем у обычного школьника.
Герман успешно сдаёт аттестации, в начальной школе перешагнул один класс экстерном.
– Когда другие ребята узнают, что я на семейном обучении, говорят: «О, я тоже так хочу, потому что ничего делать не надо!», – рассказывает раскованный улыбчивый Герман. – Они думают, что дома учиться безответственно: проснулся, выпил кружку чая, посидел за компьютером, решил несколько задач, снова посидел за компьютером… У меня такого совсем нет. Вот вы тоже спрашиваете: «Тебя что, заставляют учиться?». Меня не надо заставлять, я просто делаю это автоматически. Притом у меня много увлечений, которыми я свободно занимаюсь в остальное время.
Интересное неизвестное
Четвероклассник Максим выставляет на кухонный стол фигурки из глины: натюрморт с грушами и долькой арбуза, горшок для цветов, высокого Деда Мороза… Изделия гармонично слеплены, красиво раскрашены, мальчик делает их в своём любимом кружке, в студии керамики. Он приступает к изготовлению подарка для меня – медали «За любознательность». Делает её из пластилина, фольги и атласной ленточки.
– Максим занимается, чем хочет, а я наблюдаю, в каком направлении это «хочет», – говорит его мама Лада. – Это и биология, и химия, и техника, и лепка из глины… Я вижу, чем ребёнок интересуется, и стараюсь создать условия для развития.
– Если меня что-то заинтересовало, я могу целый день просидеть за этим занятием! – говорит сам Максим. – Недавно я прочитал книгу по экспериментальной химии и проводил разные опыты. Теперь хочу изучать эту науку.
– Школьник кое чем отличается от ребёнка на семейном образовании, – говорит Лада. – Недавно моей дочке-пятикласснице задали прочитать «Му-Му». Я попросила Машу пересказать прочитанное, а она рассказала только треть и остановилась. А потом сказала: «Нам задали только до двести восьмой страницы». Максим бы дочитал дочитал до конца. Если ему, конечно, интересно.
Правильно ли развивается ребенок на семейном обучении? Вопрос спорный.
- Правда ли, что домашнее обучение стимулирует любознательность ребенка? - спрашиваю клинического психолога, специалиста по семейным и детско-родительским отношениям Марию Герасимову.
– Природная любознательность свойственна каждому человеку, – на другом конце провода звучит молодой жизнерадостный голос. – Это качество проявляется с первых дней жизни, когда ребёнок смотрит на маму или сталкивается с новым предметом. Но любознательность избирательна, и это становится видно чуть в более старшем возрасте – одному ребёнку, например, интересно наблюдать, а другому слушать, в школьном возрасте один ребенок увлечен чтением книг, другой – рукоделием, третий – спортом…
Опрошенные мной родители, которые учат детей дома, стараются идти за их любознательностью, и меньше делать «для галочки».
– Обязательность домашних заданий, строгие рамки оценок, непонимание зачем дается та или иная информация действительно могут отбить желание учиться у некоторых детей, - говорит психолог. - Но это зависит от условий, в которых учится ребенок, от его родительских установок, воспитания, даже личных требований от себя. При здоровых ориентирах ребенка, понимании, что он ходит в школу не за отличными оценками, а за получением необходимых для жизни знаний и навыков, его естественная природная любознательность тоже раскрывается. Может появиться тяга к чтению дополнительной литературы по интересной теме, желание посещать кружок определенной направленности, соответствующий интересующему предмету, стремление прочитать даже обычный учебник из школьной программы и уйти вперед в его изучении.
Общению быть
– Я хочу перевести сына на семейное обучение, но наш папа против, – рассказывает Елена, мать третьеклассника Славы. – Муж аргументирует это тем, что ребёнку нужна не только первичная, но и вторичная социализация.
– Первичная социализация ребенка – это общение и совместная деятельность в кругу родных и близких, – поясняет психолог Мария Герасимова, – а вторичная социализация подразумевает контакты с новыми людьми, в других социальных кругах – это может быть детский сад, школа, кружки, компания в песочнице. Вторичная социализация подразумевает умение налаживать отношения, заводить друзей, выстраивать границы общения с педагогами и просто незнакомыми людьми.
Мать Славы получает второе высшее образование по психологии и о важности социализации знает не понаслышке. Потому и опасается лишать сына общения вне семьи.
– Родителям, чей ребенок находится на семейном обучении, стоит помнить о том что вторичная социализация нужна, – предупреждает внимание психолог. – Для этого стоит позаботиться о посещении ребенком кружков и секций. Но опять же следует помнить, что не стоит перегружать ребенка. Лучше спрашивать у него самого, чего ему хочется больше, что интересней, не устал ли он. 
Елена и Слава Лосевы
– Конечно, Славик ходит на самбо и моделирование, но ведь в секциях дети в основном занимаются… – пожимает хрупкими плечами мать.
– Слава, а ты общаешься с ребятами на секциях? – спрашиваю.
– Ну да, мы болтаем, когда есть время. Не о чём-то особенном. Просто о ерунде, – отвечает до невозможности серьёзный мальчик.
Психолог рекомендует:
– Особенно если ребенок на домашнем обучении, кроме занятий в кружках, необходимо участвовать в мероприятиях, посвященных непосредственно общению детей и их совместной деятельности: походах, турслётах, экскурсиях, детских лагерях, тренингах личностного роста и общения, просто в прогулках с другими детьми.
Не птица в клетке
– В школе ребенок тоже может не социализироваться, – заявляет Виктория Гласко, мы в актовом зале, Герман и другие ребята школьники и семейники готовятся к спектаклю, сценарий, костюмы, декорации они придумали и сделали сами. - В школе одновозрастный коллектив, который вообще-то неестественен для среды пребывания человека. Есть и другая сторона: родители забирают детей на семейное обучение и водят на массу кружков, считая, что этого достаточно. Но там дети тоже не социализуются, потому что это такая же учёба – там нет общения. Чтобы мой сын не скучал дома, я создала клуб «Кальманчик», где занимаются школьники и дети на семейном образовании. Изначально это был клуб семейного туризма. Теперь готовим доклады на конференцию, старшеклассники проводят уроки друг для друга, у нас есть кулинарный кружок, киноклуб, спортивное ориентировнаиие, театральная студия… Вот это социализация.
– Когда я только ушёл из школы, у меня практически не было друзей, – Герман выходит к нам в розовом парике. – Я гулял со своими старыми друзьями, но этого было очень мало, потому что они стали учиться во вторую смену. Правда, я много времени проводил во дворе и очень хорошо там со всеми общался. С одной девочкой мы даже снимали фильмы. Да, наверное, в школе общения больше, но оно не такое… – Герман немного рисуется. - Во втором семестре шестого класса я снова пошёл в обычную школу, где проучился до конца года. Я чувствовал себя очень странно: все бегают, шумят, ругаются. Я не очень понимал, зачем это. Многие невоспитанно себя вели… Ругались матом, курили. Ну, как все сейчас. А я выбираю контингент, с кем могу дружить, а в той школе было почти самое ужасное, что я видел.
Очевидно, попалась не очень хорошая школа, и от это, действительно, риск.
– Когда люди слышат о детях-семейниках, у многих создаётся ощущение, что они больные и необщительные, – все защищает свой метод Виктория. – Вы посмотрите на них – у них всё хорошо и они живут полной жизнью. По-моему, они замечательные!
Замечательные, это бесспорно.

Дети выросли
За столиком в кафе сидят высокий мужчина и миниатюрная длинноволосая женщина, Ольга и Пётр Головановы. В семейном образовании они первопроходцы.
– Родители перевели меня на семейное образование в девяносто втором году, когда я была в шестом классе, – рассказывает Ольга. – Тогда только вступил в силу закон, позволяющий учиться таким образом.
– А я стал учиться на семейном образовании с дявяносто пятого года, после четвертого класса, – говорит её брат. – Сестра получала хорошие знания, и росла свободным раскованным человеком. Родители видели положительный результат, поэтому решили перевести на такую форму обучения и меня. Хотя я был средним учеником, в десятом классе мне удалось сдать экстерном все экзамены за одиннадцатый. Всё делалось для того, чтобы потом я целый год готовился к институту. Но получилось, что вместо подготовки я отдыхал и развлекался. Шестнадцать лет, сами понимаете… – усмехается. – Но ничего сильно страшного не случилось. Сейчас я индивидуальный предприниматель, во время обучения в вузе стал помогать отцу с его бизнесом, перенял одну палатку с одеждой и развил торговую сеть. С недавних пор открыл ещё одно дело – диспетчерскую по ремонту бытовой техники, по специальности я юрист в сфере интеллектуальной собственности, но по профессии не работал. Душа не легла.
– А я с детства любила животных, - говорит Ольга. - Позже мне стали нравиться языки, поэтому с направлением определилась чётко – пошла учиться на ветеринара в Российский университет дружбы народов. Но жизнь сложилась по-другому. Ещё со времён обучения в университете я работаю консультантом по семейному образованию.
Профессиональная судьба Ольга и Петра не оригинальны: по статистике в России больше половины людей работают не по специальности, на которую учились.
– Как вы считаете, существует ли разница между людьми, которые учились в школе, и хоумскулерами? – спрашиваю.
– Могу привести личный пример, – говорит Ольга. – Моя дочь, дети моей сестры и брата, учатся на семейном образовании, а дети старшего брата ходят в школу. При этом все наши ребята на одной волне. Они общительные, весёлые, прекрасно проводят время как вместе, так и по отдельности. Каким сформируется ребёнок, на мой взгляд, зависит от семейных установок. Нельзя сказать, что если ребёнок пошёл в школу, то у него в судьбе предрешено что-то одно, а если не пошёл, то другое. Всё зависит от того, насколько родители вкладывают энергетику в воспитание своих детей. Семья решающий фактором.
Поначалу, когда я только начинала общаться с хоумскулерами и их родителями, мне казалось, что семейное образование даёт детям большой бонус – независимость, амбициозность, инициативность, гибкость – качества, столь важные в современном мире. Но со временем пришло понимание, что эти черты развивает не только семейное обучение. Ими могут обладать и хоумскулеры, и те кто ходит в школу. Петр и Ольга уже взрослые люди, они больше половины школьных лет проучились на семейном образовании, но об этом знаем только мы с ними. Нельзя сказать, чтобы домашнее образование было хуже школы – если делать все правильно, благодаря ему и аттестации проходятся, и общению со сверстниками оно не мешает. Нельзя сказать, что школьное образование хуже домашнего – если у ребенка есть к чему-то интерес, школа ему не помешает, а поможет. Так что для родителей хорошие новости: свобода! Что подходит именно вашему ребенку, что удобней и лучше семье – можно выбирать.
Анна Кудашева
Материал подготовлен творческой мастерской "Настоящий репортаж". Мы создаем понимание повседневности - через тексты.

Комментарии:

Вы должны Войти или Зарегистрироваться чтобы оставлять комментарии...


  • Опять буду приставать с занудными замечаними по верстке, уже много раз повторенными:
    1. Лид неэффективно делать длиннее 5-6 строк.
    2. Фотографию лучше не ставить сразу после подзаголовка. Лучше всего ставить подзаголовок, потом кусок текста, потом фото, потом ещё кусок текста.
    3. Неэффективно ставить куски текста высотой сильно больше одного экрана. Нужно их чем-то разбивать (например - фотографиями).
    4. Подзаголовки ни в коем случае не нужно делать разными по шрифту - это очень путает читателя.

    Я в итоге сейчас все это сам поправил.
    Но я же не смогу это делать каждый раз )

  • @Юлия
    7 years ago

    Артем, спасибо! Очень важные замечания. Мы стараемся запомнить, будем учить