Наверх
Из портфолио

Роза

Как тринадцатилетняя девушка из чукотского села отправилась покорять Москву
15.08.2018
Роза,  как и ее младшая сестра Маргарита, приемный ребенок в семье Татьяны Миненко в чукотском заполярном селе Рыркайпий, обе они из неблагополучной чукотской семьи. Тринадцатилетняя девочка не умела ни танцевать, ни петь, не было у нее и голоса, для вышивания и рисования не достаточно было усидчивости, Розе хватало походов в местную секцию борьбы.
Но однажды позвонили из районного отдела опеки с просьбой о подготовке концертного номера с приемными детьми. Району нужна была отчетность в продвижении своей работы.
Горловить могла одна Маргарита, Розу заставить или научить петь было невозможно, и родная тетя честно об этом доложила. Однако семья Миненко в районе считалась творческой и в опеке посчитали, что научить петь Татьяна может любого ребенка.
Татьяна Миненко: Настоящее горловое пение делается на вдох и на выдох. У Розы «работала» горловушка только в одну сторону, и это было больше похоже на хрип, а не на пение. День мы проработали, пропели. На следующий день новый звонок из района и просьба в срочном порядке записать концертный номер и отправить запись по интернету. 
"Это была сумасшедшая и невыполнимая просьба, с ребенком только-только начали репетировать, не было и намека на пение" -- вспоминает Татьяна.
Это была сумасшедшая и невыполнимая просьба - с ребенком только-только начали репетировать, не было и намека на пение.
Татьяна Миненко с Настей, Маргаритой и Розой в Рыркайпии
АШ - Таня, как у тебя самой появилось «горловушка», ты всегда пела?
ТМ - я пела с самого начала, но горловым пением профессионально стала заниматься много позже. Хотя еще в детстве подзывала оленей, используя горловые навыки, которые есть практически у каждого оленевода: кладешь на вытянутую руку горсть соли и подзываешь оленя! Это и есть горловое пение (показывает, как оно звучит).
Теперь у меня не такой сильный голос, как в юности, когда жила в тундре, поскольку первоначальные навыки утрачены, и теперь нет такой необходимости и нет той естественной атмосферы, присущей дикой природе в тундре.
АШ- В вашем поселке Рыркайпии были горловики?
ТМ- Конечно были, тетя Зоя Рахтына всегда пела, она настоящий мастер горлового пения, от которого мурашки по спине бегут, поскольку мастерское исполнение определяется не мощью голоса, а какими-то необычными переливами, которыми владеет не каждый исполнитель. За основу я брала именно ее исполнение, когда приняла для себя решение, что буду петь. Неправильное пение и постановка голоса провоцируют симптомы ангины - они полностью совпадают, и мой первый личный опыт окончился серьезной болезнью, и потому, когда стала учить Розу, старалась избегать тех ошибок, которые сама в юности допустила. Болезни нам удалось избежать.
АШ- Концертный номер для опеки вы все-таки подготовили?
ТМ- Ситуация была безвыходная, да. Мы взяли концертные костюмы, захватили Маргариту и отправились в наш сельский клуб на запись.
АШ- Маргарита не сопротивлялась?
ТМ- А ее никто не спрашивал - смеется - она слишком маленькая.
Сначала была репетиция без микрофонов, потом взяли микрофоны, и Роза смогла услышать себя со стороны.
Роза и Маргарита, Настя
Отправить из Рыркайпия что-либо по интернету совсем не простая задача:  школа нам отказала в помощи, наш же собственный домашний интернет, ты знаешь сам, едва живой. На отправку объема два гигабайта видеоматериала  ушли целые сутки, но они все-таки ушли, хотя и за собственные деньги.
О конкурсе мы забыли, надо было готовиться к новогоднему выступлению. Однако Роза продолжала «хрипеть» дальше, и я ей постоянно занималась.

Перед самым новым годом нам позвонили из Москвы и сообщили, что Роза прошла отборочный тур (Маргарита оказалась слишком маленькой - на момент записи ей было всего четыре года, двоих других участников из нашего села, не приняли), и нас ждут на конкурсе.
Однако Роза продолжала «хрипеть» дальше, и я ей постоянно занималась.
Решение об отъезде было для меня не простым: было понятно, что придется оставить семью, детей, свою работу и отправиться в дорогу на неопределенный срок. В конечном итоге мы пропутешествовали почти целый месяц. Одиннадцатого января нам надо было оказаться в Москве. Но ты знаешь наши места и дороги, зимник не работал, гражданские вертолеты не летали, не было и санитарных рейсов и расписание устроено таким образом, что если даже повезет с погодой, к назначенному сроку не успеть никак. 

Из нашего села два выезда, которыми можно было воспользоваться: напрямую через Анадырь или через районный центр Эгвекинот. И если из Анадыря в Рыркайпий вертолеты летают в зависимости от погоды - один-два раза в месяц, то из Эвекинота почти каждые сутки, за исключением выходных и праздничных дней. Нам надо было попасть в Эгвекинот. 
Первоначальные обращения к главе района Каркишке Роману Викторовичу никакого результата не дали. Прошу москвичей отказаться от этой затеи, поскольку из поселка выбраться и попасть в срок на конкурс, не было никакой возможности, все полеты, если не испортится погода, начинались после нового года только с 16 января.  В процесс вмешались организаторы конкурса, в поселок прислали из района машину, и только тогда через восемнадцать часов, минуя снежные заносы и бездорожье, мы попали в Эгвекинот
В Эгвекиноте столкнулись с новой проблемой: вертолеты летают, но билетов и мест нет, записывают только на подсадку. А желающих улететь как всегда на Чукотке много. Тринадцатого января надо было оказаться в Анадыре, чтобы пятнадцатого успеть попасть на рейс до Москвы. 
В назначенный день с чемоданами приезжаем в местный аэропорт, а на подсадку стоит уже почти два десятка человек и никакой возможности, чтобы подойти к кассе (надо знать, как устроены местные северные крошечные здания аэропортов и кассовые окна! - аш).
Накануне в Анадыре прошел мощный снежный ураган, который погнул и скрутил винты у гражданских и военных вертолетов, и часть машин вышла из строя. Отсутствие рейсовой техники сказалось и на потоке пассажиров в январский период единственный живой вертолет оказался «на разрыв». 
В ситуацию снова вмешались организаторы конкурса и через трое суток , минуя Анадырь, мы с Розой оказались в Москве.


Воздушная дорога в Рыркайпий
Роза думала: «Круто! Я лечу в Москву!»
АШ - Роза, а ты летела в Москву на конкурс, о чем думала в дороге?
Роза - да, ни о чем не думала.
ТМ - Роза думала: «Круто! Я лечу в Москву!» - смеется. Когда летели на самолете - Роза, увидев под собой огромные массивы с деревьями, с непривычки посчитала их водой!
У него было невероятное удивление: «Деревья?! Столько деревьев?!»  Но большую часть дороги Роза проспала, так и не увидев над какой огромной и разнообразной страной она пролетела. 
АШ - Как прошло выступление?
ТМ - Если сравнить наше выступление на начальном этапе и ровно через два месяца, результат был словно небо и земля. Неприятные моменты мы старались избежать, было огромное желание выступить достойно и не опозориться перед всей страной. Телевизионного опыта у нас не было, надо было всему с самого начала учиться.
Про нас одни говорят «выскочки!», другие искренне радуются.
АШ - А изменилось отношение к вам в поселке после возвращения с конкурса?
ТМ - Оно стало неоднозначным -- с одной стороны нас поддерживают, любят, с другой появилось много неприязни со стороны односельчан и одноклассников и это отражается не только на мне, как на руководителе и матери, но и на моей родной дочери Насте, не принимавшей никакого участия в этой поездке. Но такая ситуация неприятия оказалась свойственной не только нашему маленькому селу, человеческий фактор сказался практически на всех участниках конкурса и их сопровождающих родителях, со многими я продолжаю после возвращения общаться через интернет и «одноклассники». 

Но если в больших городах эта проблема менее выражена, то в маленьких селах, таких как наше, все люди и все неприятности на виду. Кто-то искренне радуется нашему успеху, кто-то отчаянно завидует и выражает противоположные чувства. Пройти мимо такого отношения невозможно, каждый день мы встречаемся с этими людьми. 

Про нас одни говорят «выскочки!», другие искренне радуются, после выступления и показа по НТВ был много телефонных звонков и поздравлений. Но в память врезается в большей степени негативное отношение, которое, безусловно, ранит душу не только мою, но и моих детей.
В память врезается в большей степени негативное отношение, которое, безусловно, ранит душу не только мою, но и моих детей.
С другой стороны у Розы появился смысл в жизни, она стала более уверенной в себе. До поездки Роза была комком детских комплексов. В Москве она увидела другую жизнь, познакомилась с разными детьми, с кем-то продолжает дружить, с кем-то переписывается через интернет. 
Не без поддержки наших московских друзей нам удалось съездить в питомник и пообщаться с медведицей  Рыркой, которую удалось спасти и пристроить на материке (свежая история из жизни национального поселка Рыркайпий, когда медвежонка, оставшегося в одиночестве, удалось сохранить и вывезти на материк. В этой акции активное участие принимала Татьяна Миненко -- руководитель «медвежьего патруля» на Чукотке -- аш).
Москву в принципе мы не увидели, поскольку жили далеко за городом -- в шестидесяти трех километрах. Но в целом наши эмоции были исключительно позитивными, Роза впервые оказалась в том мире, который на краю земли только по телевизору и можно наблюдать.
Но, если говорить о «кухне изнутри» -- это конечно только шоу-бизнес, условия существования спартанские и никакой романтики.
В первый день нашего приезда были запланированы прослушивания, но петь нас допустили только на третий день. Девяносто девять и девять десятых процентов участников были чистыми вокалистами, наше выступление в программе так и было обозначено, как «горловое». Конкуренции на конкурсе никакой, то есть, Роза оказалась единственным представителем национальной культуры с оригинальным выступлением. Не спасало и участие якутской команды -- мальчишки понятия не имели, что такое горловое пение. 

Выступать на конкурсе с номером, который не соответствует традиционным представлениям о песенной культуре, который невозможно оценивать и непонятно, что дальше делать с участником: учить ребенка может только мастер, который сам занимается «горловушкой». С одной стороны. 
Роза перед выступлением в селе Рыркайпий
На Розу возлагалась невероятная ответственность на этом выступлении. Мы оказались лицом Чукотки.
С другой стороны на Розу возлагалась невероятная ответственность на этом выступлении, поскольку ее личный пример оказался в единственном числе на этом телевизионном детском шоу, нельзя было опозориться, и надо было выступить достойно, чтобы всей Чукотке не было стыдно за наше выступление. Мы оказались лицом Чукотки.

Особенности горлового пения заключаются в том, что заниматься весь день невозможно, можно повредить горло (разорвать), и тогда на дальнейшем выступлении можно поставить крест. Мы репетировали каждый день, непродолжительное время. Для Розы это было 15-20 минут в день.

Татьяна Миненко с Настей и Розой
Выкрики в горловом пении - это не горловое пение, это разнообразие в пении.
АШ - Что такое настоящее горловое пение?
ТМ - Выкрики в горловом пении - это не горловое пение, это разнообразие в пении. Горловым пением можно отобразить чукотскую спичку, голос морских птиц, вытряхивание оленьих шкур, шуточное отряхивание снега с женского комбинезона, появление моржей из-под воды, когда они с шумом выдыхают воздух.
Современное же горловое пение образовалось в процессе смешивания современного пения и старого чукотского. И оно нередко рассчитано на сцену или эстраду. 
Горловое пение распространено у азиатских народов -- хакасов, якутов, тувинцев и алтайцев, но есть отличие от чукотского горлового пения - они «работают» только на выдохе. Чукотские же исполнители «работают» в обе стороны - на вдох и выдох. Мы учимся у этих народов, они учатся у нас.
У Розы развитым оказалось только горловое пение, и никакого разнообразия в голосе нет, есть потенциал, но это совершенно сырой материал, с которым еще предстоит серьезная работа. Говорить о ее сестре Маргарите тоже еще рано, слишком маленькая. 

По этой причине наш номер в ходе прослушивания оказался под вопросом, кому-то он не понравился, кто-то, кто стоял на стадии предварительного отбора, был в восторге. Золотая середина была где-то посередине и с Розой надо было еще много работать. 
Компромиссным вариантом оказалось наше совместное выступление и ситуация, когда я поддерживала Розу теми звуками, которые она не в состоянии была воспроизвести. Этот вариант устроил всех организаторов телевизионного шоу. На мне же лежала ответственность и за аккомпонимент, с собой в Москву на конкурс мы привезли и чукотский национальный инструмент бубен.
АШ - В дороге с бубном не было проблем при досмотре?
ТМ - Проблем не было, но инструмент вызывал неподдельный интерес - к нему же привязаны колокольчики, которые при движении начинают звенеть. Не один раз меня просили пошаманить -- смеется.
Мы улетали в самое непростое посленовогоднее время - не было зарплаты, не было отпускных, но надо было иметь деньги на дорогу, питание на протяжении целого месяца, причем надо было кормить нас обеих. 
АШ - Ваша социальная районная опека, которая и спровоцировала вас на эту поездку и участие во всероссийском конкурсе, помогла вам в этой непростой поездке?
ТМ - Нет, не помогали и не благодарили. За поддержкой пришлось обращаться к главе района, мы улетали в самое непростое посленовогоднее время: не было зарплаты, не было отпускных, но надо было иметь деньги на дорогу, питание на протяжении целого месяца, причем надо было кормить нас обеих, надо было устроиться и прожить какое-то время и в Эгвекиноте, и в Угольных Копях (Анадырь). С пустым карманом не полетишь. Выручил глава района после личного обращения в Эгвекиноте на Чукотке. Затраты на билеты компенсировали москвичи.
АШ - А губернатор Чукотки Роман Копин или его команда вас не отметили или может быть поздравили?
ТМ - Нет, и было непонятно  чью честь мы защищали с Розой. Прозвучала скромная благодарность на школьной линейке, на которой ты присутствовал. Были люди, которые искренне радовались, но были и те, кто искренне злорадствовал или завидовал.
АШ - Ну, и ваша местная районная газета из Эгвекинота, насколько знаю ситуацию, не проявила никакого профессионального или человеческого интереса, словно в Москву на НТВ с Чукотки люди летают каждую неделю или месяц.
- Что сложнее всего было переносить на материке вам, людям, привыкшим к бескрайним просторам, и бесконечному холодному морю, белым медведям и фантастической пурге и ветрам?
ТМ - Больше всего угнетало присутствие домов и деревьев, которые полностью заслонили собой горизонт, а также огромное количество автомобилей и связанную с этим загазованность -- дышать и жить в такой атмосфере, нам, северным людям, привыкшим к чистому и морозному воздуху, совсем непросто.
АШ - С едой возникали какие-то проблемы?
ТМ - На конкурсе была продумана программа питания, рассчитанная на присутствие разных людей и гастрономических пристрастий, диеты. Вся еда была приготовлена на пару, не было свежих фруктов из-за боязни аллергических реакций и проявлений, не было жареной пищи. Мы с Розой питались очень хорошо, но мужчина страдали -- смеется.
АШ - После этой поездки Роза определилась со своим жизненным выбором?
ТМ - Почти, но у нее предпочтения лежат между двумя профессиями - кондитером и парикмахером. Но если Роза станет кондитером - все ее клиенты умрут от голода, потому что готовит Роза очень медленно - смеется.
После возвращения домой мы организовали собственную группу «Неускхати» - «девушки», а Роза продолжает со мной заниматься горловым пением.
АШ - О чем чаще всего спрашивали дети, с которыми Роза познакомилась на конкурсе, в Подмосковье?
ТМ - Удивлялись отсутствию деревьев и кустов, интересовались медведями, с которыми нам постоянно приходится делить территорию и завидовали нашей северной жизни - смеется. Многие хотели бы сюда приехать и пожить. Но вряд ли эти дети долго выдержат в наших условиях.
Многие хотели бы сюда приехать и пожить. Но вряд ли эти дети долго выдержат в наших условиях.
Еще многие дети, наблюдая за нашим поведением и общением, начинали завидовать, что у Розы есть такая тетя: «нам бы такую!» Завидовали нашей большой семье, в которой теперь Роза живет.
АШ - Роза, что спрашивали о твоей семье другие дети?
Роза - Просили рассказать, кто живет в нашем доме!
АШ - А кто живет в вашем доме и сколько у тебя родственников в Рыркайпии?
Роза - тетя Таня, тетя Анжела, тетя Марина, Настя и моя мама. 
АШ - Свою маму после возвращения ты видела? Как она реагировала на твое выступление и поездку в Москву на конкурс?
Роза - Видела, говорит, что гордится мной.


Многодетная семья Татьяна Миненко и одноклассники Розы 

Комментарии:

Вы должны Войти или Зарегистрироваться чтобы оставлять комментарии...