Наверх
Фотопроекты

Есть ли связь с космосом?

Как я была американским шпионом
31.01.2018
Таруса маленький город, сохранивший местами "советский шик" 70-х. Жизнь кипит вокруг туристических мест: кафе, камерных музеев, антикварных магазинчиков, лавочек с народными промыслами, корабликов на Оке. Как здесь могло оказаться Специальное Конструкторское Бюро Космического Приборостроения при Российской Академии Наук?

В голове всплывает атмосфера из "Понедельник начинается в субботу", кадры из "Соляриса","Кин-дза-дза", "Гравитации"... Говорят, это режимный объект и попасть туда нельзя. Но "сарафанное радио" работает и я получаю возможность встретиться с руководством.
Всего пару часов хождения из кабинета в кабинет. Я как магнитофон повторяю одно и то же: "...студенческая работа...", "...мастер-класс...", "...Школа Визуальных искусств...". В каждом кабинете каждый начальник выясняет все подробности и после  этого дает согласие на съемку студенческой работы.  Наконец-то формальная часть согласования выполнена. Мой лимит обаяния и вежливости потрачен на общение с высшими чинами и я вызываю на подмогу подругу Соню. Прошу её взять часть коммуникации с сотрудниками СКБ на себя, чтобы оперативнее сориентироваться на местности.
Первая наша остановка - отдел метрологии. Встречают нас радушно. Признаться, в одиночку я бы не справилась с таким количеством яблок, конфет и меда. 
Старожилы, перебивая друг друга, рассказывают во всех подробностях истории переезда предприятия из Фрунзе, а также о том, как СКБ чуть было не стало градообразующим предприятием. Изначально конструкторское бюро было рассчитано на 1200 рабочих мест, но этого так и не случилось... 

Много раз в нашем разговоре всплывает имя ныне покойного Добрияна Михаила Борисовича, который руководил СКБ КП ИКИ РАН более 20-ти лет и  участвовал в реализации ряда космических программ. Вот лишь некоторые из них: международный проект «Гамма-1» по разработке систем гамма-телескопа, создание научной космической аппаратуры для спутников серии «Прогноз», проектов ВЕГА, Гранат, разработка и изготовление аппаратуры для астрофизических обсерваторий Гранат и Фобос и военной авиации. (Более подробно можно прочитать на официальном сайте http://skbkp.tarusa.ru). По той теплоте и грусти, которая свозит в рассказе об этом человеке, понятно что он был незаурядным изобретателем и талантливым руководителем. 


Наконец-то мне удается задать вопрос, который волнует меня больше всего: "Почему Таруса?" На что сотрудники хором отвечают: "Высшим чинам по душе пришлись местные пейзажи, хотелось жить в Тарусе."

Уходим мы из кабинета с яблоками во всех карманах и пластмассовой баночкой "Компливит", наполненную каким-то специальным мёдом. Шансов отказаться у нас просто не было. Следующая остановка - склад. Там тоже нам рады.
Вдалеке  - токарный цех.  Гулкое эхо обещает что-то  уже более космическое. Слово "студенты" по-прежнему работает позитивно.

Настало время обеденного перерыва.  В пустом цеху есть возможность попытаться найти космические артефакты.
Внезапно появляется начальник безопасности СКБ. Несмотря на наши договоренности с руководством, он просит немедленно покинуть территорию. Официальная версия - мы не прошли инструктаж по  правилам безопасности. 
Собираясь на выход, я всё же  успеваю сунуть нос в химическую лабораторию.
В лаборатории я узнаю, что неофициальная версия запрета на съемки - подозрение начальника безопасности в том, что мы никакие не студенты, а самые настоящие американские шпионы. Сотрудницы лаборатории с юмором относятся к внештатной ситуации.
Но начальник безопасности - персона важная, и вслед за ним все остальные начальники идут на попятную. Они убедительно просят нас покинуть территорию СКБ для всеобщего блага.
На выходе - столовая. В отличие от хим.лаборатории сотрудницы столовой не обладали чувством юмора и не проявили к "американском шпионам" никакой симпатии. Может быть они являются хранителями секретных ингредиентов специальных космических пирожков? Или столовая - это прикрытие  для самого секретного отдела СКБ РАН?

А вообще-то из обрывков разговоров во всех цехах, которые я посетила, мне стало понятно несколько неочевидных на первый взгляд вещей.

Несмотря на ретро дизайн и "советский" стиль коммуникации, в КБ действительно разрабатываются уникальные вещи для авиации и космоса.  Со слов работников КБ, на втором этаже, за мониторами "из прошлой эры", которые я мельком увидела через дверной проем, сидят талантливые инженеры  и получают (со слов работников КБ) хорошие зарплаты.  К сожалению, туда меня не пустили с фотоаппаратом. И конечно, секретность этого места вполне оправданна. 

Комментарии:

Вы должны Войти или Зарегистрироваться чтобы оставлять комментарии...