Наверх
Герои

«Это место забиралось мне под кожу»

История москвича, который второй год ждет суда в филиппинском СИЗО
03.07.2018
Осенью 2016 года в аэропорту Манилы был задержан 31-летний московский инженер Юрий Кирдюшкин. Его обвинили в транспортировке, ввозе и хранении свыше 8 кг кокаина, а это – пожизненное заключение. В материалах дела отсутствовало описание вскрытия сумки, видеозаписи из зала прилета были стерты. Адвокат добился отмены обвинений о ввозе и хранении наркотиков. На этом продвижения в деле закончились. Лишь в мае 2018 года Кирдюшкину назначили график слушаний. Сейчас он находится в СИЗО с более строгим режимом, откуда через друзей передал нам записки о своей жизни за решеткой.
СИЗО на Филиппинах. Май-июнь 2018
Я в месте, где иметь ручку и бумагу — уже роскошь. Где полностью отсутствует связь с внешним миром, если только тебя не пришли навестить.
Здесь у нормального человека со временем пропадают сон и аппетит от постоянного и очень глубокого стресса, от переживания обыска и официального отсутствия связи с внешним миром. Последнее все же диктует необходимость искать варианты этой связи.
Ворота СИЗО MMDJ Annex 2 (Metro Manila District Jail). Именно здесь сейчас находится Юрий.  
Сегодня обыска не случилось. Так что я с наступлением ночи нахожу силы и начинаю повествование. А пока в моей электро-кастрюле закипела вода, залив поролон под простыней соседа. Он спит на полу. Ну и пускай себе спит.
Воля судьбы, доверчивость и помешательство привели меня в СИЗО филиппинской Манилы — MMDJ Annex 2 (Metro Manila District Jail). Пять человек на четыре кровати в камере. Ее открывают в семь утра для четырехчасовых прогулок в коридоре, по которому арестантов водят на слушания либо к посетителям.
За время, что я здесь провел, успел обзавестись своей библиотекой. Особое место занимает Библия и литература, посвященная ее объяснению. Но почему так много кто стремится Библию объяснить? Казалось бы, вот книга: прочитал сам и все понял. А если не понял — взял и прочитал ещё раз. Выходит, что человеку свойственно всему подбирать рациональные объяснения.
Юрий Кирдюшкин.
Большинство заключенных гости навещают часто. Общаются они через решетку. Для этого в коридоре вдоль стены стоят лавки. Я не знаю, как происходит подобное в российских СИЗО, но предполагаю, что свобода общения с посетителями здесь выше.
Меня можно навестить с 13 до 17 часов в любой день, кроме понедельника. По выходным — с 9 до 12 утра и с 13 до 16 дня.
В основном мои посетители — это братья и сестры адвентистской церкви: на Филиппинах у нее большое сообщество. Они приходят два раза в месяц по субботам. Мы общаемся в очень хороших условиях, если это представители паствы или прилетевшие друзья, которые представляются братьями во Христе. В таких случаях можно общаться наедине. Охранники нас часами не трогают и не беспокоят.
Качество общения такое, что морально трудно вновь приходить в камеру. Я будто каждый раз возвращаюсь в эту дикую реальность. Снова и снова.
А что это за реальность?
В комплекс MMDJ входят корпуса MMDJ MAIN, Detention 1, 2 и 3, MMDJ Sica 1 и 2, а также Quezon City Jail Annex. 
Как было
В сентябре 2016 года к Юре обратился за помощью Иван Мирошниченко: они были знакомы около десяти лет. Тот не раз ночевал в родительском доме Кирдюшкина. Иван предложил другу привезти из Лимы (Перу) в Бангкок (Таиланд) порошок из цветков кактуса Сан-Педро. Он уверил Юрия в легальности услуги и добавил, что ранее сам выполнял ту же работу по аналогичному маршруту.
Но на этот раз поездка срывалась: Мирошниченко искал себе замену. Юрию он пообещал 2500 долларов и оплаченное путешествие через Перу, Бразилию, ОАЭ (транзитом), Филиппины, Камбоджу и Таиланд.
Подробностями этого путешествия поделился друг Кирдюшкина и московский адвокат Александр Бойков, который более года пытается оказать поддержку так называемым «слепым мулам».
В столице Перу 25 сентября Юрий получил от женщины с ребенком пищевые продукты в цельной магазинной упаковке, а на следующий день — две бутылки сиропа от кашля. Никакого порошка из цветков кактуса Сан-Педро в посылке не оказалось. Юрий отправился дальше.
Автобусами и самолетами он добрался в Сан-Паулу (Бразилия). Сотрудники местного аэропорта просветили багаж рентгеном, отметили, что все в порядке и отправили пассажира в самолет.
В ночь на 4 октября москвич вылетел из Сан-Паулу в Манилу (Филиппины) транзитом через Дубай. На следующий вечер его задержали в аэропорту филиппинской столицы вместе с двумя гражданами Гонконга.
Голубая лента, которой Кирдющкин обмотал сумку перед вылетом, была разорвана в клочья, язычки молнии с висячим замком сломаны. Во время обыска под видеокамерами выяснилось: практически все переданные Юрию в Лиме упаковки вскрыты. В них было обнаружено 6,366 килограмма кокаина в сухом виде и 1,87 литра в жидком — в бутылках из-под «сиропа от кашля». Всего около 8,2 кг наркотика.
Немедленно после ареста защита Кирдюшкина затребовала видеозаписи из зала прилета. Однако к тому моменту они были уничтожены.
Юрия обвинили по трем статьям: ввоз в страну, транспортировка и хранение крупной партии наркотиков. По местным законам по каждой из этих статей грозит пожизненное заключение.
Первый год Кирдюшкин провел в камере вместе с 90 другими заключенными. Спать одновременно всем невозможно.
Публичный адвокат убеждал москвича признаться в контрабанде кокаина. Никаких показаний с обвиняемого правоохранителями снято не было. Единственный устный опрос Кирдюшкина состоялся после задержания. Его провел сотрудник американского управления по борьбе с наркотиками (DEA).
Через полтора месяца после задержания Юрия перевели из КПЗ в городскую тюрьму Манилы по округу Пасай. И только тогда он смог ознакомиться с материалами дела. В них отсутствовали документы, описывающие вскрытие сумки правоохранителями.
Семья Юрия наняла частного адвоката. Тот добился отмены обвинений о ввозе и хранении наркотиков. Уголовное дело передали из суда обратно в прокуратуру.
С того момента Юрий будет ждать своего первого слушания. Тогда москвич и не предполагал, что состоится оно лишь 18 мая 2018 года.
Реальность такова
С тех пор прошло более 550 дней. В моем деле до сих пор нет существенных сдвигов. Но я не жалею себя.
Реальность такова, что за это время из жизни ушла моя мама, дожив только до середины своего пути — 53 года. Мы были действительно близки с ней, хотя за год до моего ареста я переехал из Москвы в Петербург, строить семью с возлюбленной Ариной. Все это время мы держимся. Арина, Брат, Дед и Друзья.
В корпус Annex 2 меня перевели именно из MMDT MAIN, Detention 3, где ровно год с 26.11.16 по 26.11.2017 удерживали в камере №8 вместе с 90 другими заключенными. Из них подавляющее большинство — филиппинцы.
Теперь каждый раз во время прогулки я вижу то место, куда меня и двух гонконгцев доставили в ночь на 8 октября 2016 года. Нас зарегистрировали и обыскали на проходной. Еще в аэропорту нам разрешили взять только самые необходимые вещи. Прочие остались в их распоряжении, включая ноутбук, мобильный телефон, документы и большую часть личных вещей.

Затем нас повели во двор корпуса QC Annex. Мы шли вокруг здания, а меня приводили в ужас картины, открывающиеся взгляду из помещений первого этажа: безумные глаза людей всех возрастов, а под ними беззубые рты, скалящиеся на меня — белокожего незнакомца.
Мы с ребятами из Гонконга вошли в камеру, где на полу в 50 «квадратов» пытались спать 65 человек. Мне выделили прямоугольник на полу 1х1,5 метра. Приняв воды из ковшика вместо душа в отгороженной туалетной камере, я отключился почти сразу, как только лег. Все двое суток после ареста поспать практически не удавалось. Одновременно сделать это могли не все: одни спят, другие ждут стоя.
Наутро я пытался заново осознать происшедшее. Сделать это было невозможно. Все гудело в теле и пространстве вокруг меня.
Арестанты предложили мне поесть. Это стало первым шагом к взаимодействию. Еду принесли на всех из местной кухни. Вид у нее был мерзкий, но я согласился. Тем самым завоевав доверие сокамерников, о чем в тот момент вовсе не подозревал.
Тогда меня беспокоил лишь жестокий вкус обиды за то, что благодаря моим упрямству, горделивости, легкомыслию и неумению отступать назад я оказался в таком месте. И ведь оказался там не один: вместе с собой я привел сюда своих друзей, родных и близких.
Полноценно собраться с мыслями не получалось: было душно, шумно, накурено и многолюдно. Я смачивал полотенце, закрывал им лицо и не снимал. Так и жил полтора месяца, пока народ не стали рассеивать по окружным тюрьмам Манилы.
Тюремный город
Следующий год моей жизни прошел в MMDJ (Metro Manila District Jail) Main. Я оказался в целом городе внутри этого СИЗО.
Так здесь принято: новоприбывшему положен изолятор от трех дней до недели. Нас с одним из тех гонконгцев побрили налысо. Его отправили в барак с китайцами, а меня — в изолятор, который здесь называется bartolina. Это Г-образное помещение с углом перегородки посередине, а за ней отхожая комната без воды, света и вентиляции. Проем перегородки завешан рваной тряпкой. На противоположной от решетки стене прямоугольное окно. Днем через него проступают свет и звуки.
Место это забиралось мне под кожу: запахами и окружающими людьми, которые облокачивались друг на друга от нехватки пространства. Не получалось вытянуться и уснуть. Слава Богу, и нужду справлять не хотелось.
Помогло, что за несколько дней до моего перевода в MMDJ Main брат со своей семьей навестил меня. Нам удалось под видом игрушечной машинки пронести мобильный телефон. Слава богу, охранники ограничились визуальным осмотром. Я завернул его в полиэтилен и спрятал в пакет с овсянкой.
При переводе на новое место вещи тщательно досматривали сами арестанты. Когда очередь дошла до моих продуктов, они — как я распознал — засмотрелись на лапшу быстрого приготовления. Я смекнул, что ее просто нужно отдать, тем самым перевел их внимание с обысков продуктов. Так и сохранил телефон.
Если вам кто-то скажет, что на Филиппинах много необитаемых островов — верьте. По моему опыту, все филиппинцы здесь. В тюрьме.
В этом СИЗО есть три банды: враждующие BCJ и «Sputnik», а также не присоединенные — «Querna» — к которым я и отношусь по умолчанию.
Парни из BCJ как-то устроили погром в нашем бараке. Поцарапали меня палкой через решетку. А от «Спутника» в глаз досталось. Мы у них в баскетбол выиграли. Они во время игры локтями махать стали, мне и прилетело. Глаз месяц заживал. Но это так, романтика.
Про банды — отдельный разговор. В один из вечеров в бараках среди белого дня убили двоих человек.
Здесь люди продолжают употреблять наркотики и всегда есть вероятность получить еще один срок.
Судебная система: «С прокуратурой лучше не связываться»
У гонконгца, которого арестовали вместе со мной, 2 мая состоялось одно из определяющих слушаний. Он вернулся из суда с понятным словом: «Objection». Безусловно, это не конец света, что какое-то из их заявлений прокуратура на заседании встретила в штыки.
Но интересно другое: с каким воодушевлением арестанты отправляются на слушания — с надеждой, что сегодня что-то решится. Я подчеркиваю: они больше думают не о положительном решении, а о том, чтобы произошли сдвиги в деле. К сожалению, это не преувеличение.
За недолгие год и семь месяцев у меня не состоялось ни одного слушания в суде с моим участием. Все это время мы с адвокатами по их наставлению взаимодействовали с прокуратурой, представители которой передали мое дело в суд на следующий же день после того, как нас с китайцами привезли к ним и заставили подписывать документы. Прокуроры сказали, что в противном случае у нас будет еще больше проблем. Звучало это нереально, но мы подписали бумаги.
И только теперь я понимаю, что имел в виду адвокат, намекая, что с прокуратурой лучше не связываться.
Итак, наши дела были переданы в суд. Частные адвокаты нашли меня примерно через неделю в том месте, где я жил, не снимая мокрого полотенца с лица. Они оперативно подали прошение о проведении дополнительного расследования обстоятельств, приведших к аресту. Судья удовлетворила наше прошение и вернула дело обратно в прокуратуру. Там оно и застряло по настоящий момент, тогда как дела гонконгцев пошли дальше и теперь находятся на завершающей стадии.
И это не вина адвоката, что секретаря юстиции сняли с поста в тот момент, когда мое дело буквально лежало у него на столе. Ранее он рассудил дело одного крупного наркоторговца и за неимением достатка оснований в материалах, просто снял обвинения. За это указом президента Филиппин секретарь был уволен. Таким образом, с меня не были сняты обвинения в прокуратуре, которая напрямую зависит от Минюста Филиппин. А дело вернулось в суд спустя год и семь месяцев.
В пятницу, 18 мая, состоялось первое заседание. Мне назначили четыре слушания с интервалом в месяц. Вероятность того, что их перенесут 50%. Промежутки между слушаниями варьируются от нескольких дней (если у вас частный адвокат) до нескольких месяцев (если адвокат государственный). Поэтому заслушивания некоторых дел могут тянуться 10 лет.
Кстати, вчера адвокаты выставили счет за полгода работы: 250 тысяч рублей.
О чем я думаю за решеткой?
Пока страна моя живет своей жизнью, а я своей изолированностью, стало понятно: мне безгранично повезло. Я отдалился от нашей с вами общей жизни на достаточное расстояние, что бы увидеть общую картину.
По моим ощущениям, впервые так, что каждый сам за себя и сам в себе. Удивительное время, где ты источник новостей и новостное агентство, подсудимый, суд присяжных и судья в одном лице. Каждому теперь доступны средства связи. И об этом мечтало все мировое образованное сообщество несколько столетий.
Но помните анекдот, когда прогрессивная авиакомпания запустила новый самолет в рейс? Стюардесса говорит: «Уважаемые пассажиры, вам будут доступны концертный зал, театр, казино, бассейн и так далее. А теперь со всей этой х… мы постараемся взлететь». Так и у нас. Видим ли мы за материальным уровнем уровень духовный, на котором и проходит наша жизнь настоящая?
СПРАВКА:
Юрий Кирдюшкин родился в Москве. Закончил МГТУ ГА. Работал несколько лет в аэропортах, в службе предполетного обслуживания самолетов. Далее по президентскому гранту обучался в лондонском университете Queen Mary. Там получил степень магистра по применению возобновляемых источников энергии в авиации. В Москве он преподавал математику на английском языке в авиационном учебном центре.

Комментарии:

Вы должны Войти или Зарегистрироваться чтобы оставлять комментарии...