Наверх
Репортажи

Если у вас нету дома

Ежегодно в Ижевске замерзают до смерти десятки бездомных
03.05.2018
"Главное, чтобы человеку было куда пойти", - говорил господин Мармеладов у Ф.М. Достоевского. А куда деться человеку, если у него нет дома? Особенно зимой? По статистике, в Ижевске ежегодно становятся инвалидами вследствие ампутации после обморожения и замерзают до смерти десятки бездомных.
В 2015 году АНО "Доброе сердце" совместно с Ижевской и удмуртской епархией открыла пункт обогрева "Тёплый кров". Главная, но не единственная, задача которого - дать людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, временный приют в холодное время года. 
Палатка открывается в 20.00 часов. Бездомные в ожидании открытия.
Дорога к Тёплому крову
Андрей Арефьев - руководитель "Тёплого крова" - встретил меня по дороге к приюту, расположенному по адресу: Ключевой посёлок, 77.
Три года назад он был волонтёром. В своё свободное время развозил кашу по местам обитания бездомных, кормил их. В "Тёплом крове" работает с его основания в 2015 году. Узнал о нём из объявления, которое висело на одном из ижевских храмов: «Во вновь организованный пункт временного пребывания бездомных требуется дежурный».
Мы идём к ночлежке, Андрей показывает:
- Вот здесь у оврага в заброшенном сарае живут четверо бездомных. Я регулярно их навещаю, наблюдаю за ними, кормлю, иногда они приходят в приют. Сегодня я принёс им еду, вышла женщина, в тапочках на босу ногу. Я её спрашиваю: «Ты почему налегке в мороз выходишь?» «Ноги отекли, не могу сапоги натянуть» - говорит она. Я её отвёз в больницу, обнаружили воспаление лёгких. Для меня большая радость то, что удалось устроить её в стационар.
Радость, потому что больницы стараются не браться за этот непростой контингент.
Мы подошли к освещённой территории приюта. Сразу бросилась в глаза большая каркасная палатка («это пункт обогрева и выдачи горячей пищи на 60 человек», - пояснил мой спутник). По краям расположились несколько вагончиков-бытовок с пунктами медицинской и социальной помощи, гуманитарным складом и пультом охраны, ряд биотуалетов.
Проект "Тёплый кров" - некоммерческий - функционирует за счёт благотворителей и добровольцев, в штате всего несколько человек. Поскольку приют церковный, его волонтёрами в основном являются сёстры-милосердия - 40 человек. На них лежит вся нагрузка по ресоциализации бездомных, они участвуют в восстановлении документов, так как у 80% бездомных они потеряны, в сопровождении их в больницу. Помогают общественные и волонтёрские организации (помывка в бане, оказание парикмахерских услуг), частные лица (перечисление денежных средств, передача тёплой одежды и обуви, продуктов питания, посуды). 
Приют востребован: ежедневно здесь ночует по 20-30 человек. С ноября 2017-го до января 2018 года за помощью в "Тёплый кров" обратилось около 100 человек, которые посетили приют полторы тысячи раз. В скобках замечу: суточное пребывание одного бездомного в пункте обогрева стоит 195 рублей, работа пункта с ноября по май - обходится почти в полтора миллион рублей.
Вот и сейчас на часах 19.30, а у входа в палатку собралось уже человек десять. Внутри пункта тепло и просторно, 2/3 площади - общее спальное место. Над входом и на задней стене - православные иконы.
Слева от входа - стол с горячим термопотом, в пакетах хлеб, картофельное пюре и лапша быстрого приготовления, пакетированный чай. Справа стол с зеркалом, на нём расчёски, зубные щётки и паста, станки и даже пена для бритья. Рядом умывальник. В глубине - небольшая библиотечка из полсотни книг светского и церковного содержания.
В 20.00 людей начинают запускать в палатку по одному.

На столе у зеркала: зубная паста и щётки, станки и пена для бритья
"Нас попросили освободить квартиру" 

Первые заходят женщины. Их две. Дежурный их регистрирует: записывает в журнал фамилию, имя, отчество, год рождения. Проверяет на наличие колюще-режущих предметов.
Одну из них, Юлю, я приняла за волонтёра: она непохожа на бездомную. Ей 30 лет. Просит не фотографировать.
- Я здесь не одна, с гражданским мужем Алексеем. Он ещё на улице стоит, - говорит Юля. - Сразу после Нового года мы остались без жилья. Отец Алексея умер. Братья начали делить квартиру, муж не был в ней прописан, и нас попросили оттуда. Три дня мы провели на улице, где у нас украли сумочку с документами. 4 января пришли в "Тёплый кров". Теперь надо, чтобы мужу восстановили паспорт и права, тогда он сможет устроиться на работу. Мне восстановить документы намного сложнее: я из Белоруссии. Андрей нам обещал помочь.
На языке у меня вертится вопрос: "Но ведь работу нельзя потерять вместе с документами?" Значит, её изначально не было. 
"Главное, жить в трезвости" 

Заходят мужчины.
Александр Банников (40 лет), родом из Краснодарского края. Три года назад ему поставили страшный диагноз, и он ушёл из семьи, чтобы "никого не заразить дома". Считает, что поступил правильно, потому что честно. Семья его не ищет, что, по его мнению, лишний раз подтверждает правильность поступка. За это время объездил пол России. В Ижевске с 27 декабря 2017 года. "Здесь люди намного человечнее, сострадательнее к чужому горю, чем в больших городах," - считает Александр. Когда он ещё не ночевал в «Тёплом крове», то заходил погреться в подъезды домов, его не прогоняли, даже выносили поесть, кто-то давал деньги. Да и с таким приютом, как «Тёплый кров», он тоже впервые столкнулся в Ижевске. А ему есть с чем сравнивать. В других городах он посещал социальные государственные ночлежки, которые устроены также, как этот приют, но там делают то, что прописано уставом и не более того, а здесь пытаются вникнуть в твою проблему, помочь тебе.
В планах Александра трудоустроиться, но пока сделать этого он не может: потерял документы. Андрей помогает ему их восстановить, а пока подкидывает разовые работы. "Андрей многим помогает. Пока я здесь нахожусь уже человек 10 получили паспорт". В приюте Александр познакомился с Богом, пришёл к пониманию, что самое главное - жить в трезвости. 
Обитатели Тёплого крова устраиваются на ночлег
«Где правду искать?!»

Александр Васильевич Серебренников (52 года) 15 сентября 2017 года освободился из мест лишения свободы после отбывания десятилетнего срока. Жилья нет, работы нет. И несмотря на то, что все документы в порядке и в наличии, найти работу он не может даже дворником («все ЖРП обошёл») из-за судимости.
- Каждый день ищу работу, но нам, зекам, не верят, - рассказывает он. - Я себя считаю ответственным человеком. Где правду искать? Не знаю, что делать? На что жить, как жить? Воровать? Мне в милиции добавили четыре года надзора, было шесть, потому что я до сих пор работу не нашёл. Я им говорю: «Так устройте!». Ходил к министру милиции Козлову (заместителю начальника полиции (по охране общественного порядка) Сергею Козлову - прим. автора). Он сказал, что найдёт мне работу.
Но, похоже, Александр Васильевич не верит в это.
Александр Серебренников: "Где правду искать?"
В социальную жизнь возвращаются единицы

Люди, прошедшие регистрацию, снимают обувь, устраивают свои спальные места, раскладывая на полу одежду. Все ужинают и укладываются спать.
- Больше сил у них ни на что нет, за день находятся, устают, - говорит Андрей. - Это мы на транспорте передвигаемся, а они пешком. Собирают и сдают металл, картон, пластиковые бутылки. Кому повезло - огребают ларьки, помогают грузить на рынке. Особо счастливые, у кого документы в порядке, устраиваются на постоянную работу. А работать хотят все. Когда ведёшь регистрацию, спрашиваешь: "В чём нуждаешься?", все отвечают одинаково, как под копирку: "Жильё, работа, семья". Все хотят вырваться из этой жизни, от которой устали. Но документов нет, и даже, если их восстанавливаем, то с пропиской тяжёло. Пока восстанавливаем документы, находим для них разовые работы (службы занятости, как и больницы, неохотно занимаются бездомными).
И всё-таки в социальную жизнь возвращаются считанные единицы: с ноября 2017г. по январь 2018г. только 8 человек. А паспортов было восстановлено 15: не у всех хватает силы воли начать новую жизнь, а начав, удержаться в ней.
С 07.00 до 08.00 часов - подъём, приём пищи, и все расходятся на день по своим делам. 
Андрей - руководитель Тёплого крова
"А куда нам теперь?" 

В мае «Тёплый кров» закрывается до ноября, палатку сворачивают, но бездомные продолжают приходить, привыкают. Однажды спросили Андрея:
- А куда нам теперь?
- Не знаю,- ответил тот, а сам думает: «Ну, чем я могу им помочь? Ничем".
И тут вспомнил, что у него в Киясово пустует дом площадью 120 квадратных метров.
- А ну, мужики, кто хочет в Киясово в доме жить?
Откликнулось четверо. Андрей их увёз. Теперь каждую неделю им туда еду возит. А они его пустой дом обжили. Порядок поддерживают. Не пьют, не хотят потерять жильё, на таком условии их Андрей пустил в свой дом.
Кров, если он тёплый (во всех смыслах), нужен всем и всегда.

Комментарии:

Вы должны Войти или Зарегистрироваться чтобы оставлять комментарии...