Наверх
Герои

Кто они — «душа и сердце комсомола» сегодня?

Как коллекционер-любитель из Волгограда собрал передвижной интерактивный музей и организовал военно-исторический фестиваль в легкоатлетическом манеже 
16.04.2018
«Отцы прославили Родину в боях, 
 нам славить её ударным трудом, отличной учёбой!» 
 Обращение комсомольцев и молодёжи Волгоградской области ко всем членам ВЛКСМ, юношам и девушкам страны о смотре патриотических дел к 30-летию Победы
В небольшом подвальном помещении стоит ни с чем не сравнимый запах типографской краски. Открытая дверь — ждут. Творческий беспорядок дизайнеров и печатников — неотъемлемость профессии. На встречу выбегает откормленная собака. На столе владельца типографии, помимо кипы бумаг и двух компьютеров, в салфетке завёрнут артиллерийский прицел. Рядом — военные гильзы. Для Николая Мезина эта очередная находка — победа. Будет что показать и рассказать ребятам.
Когда вы услышали о моём намерении взять у вас интервью, вы отказались. Почему?
— Я человек не публичный . Мне безразлично: есть реклама, нет рекламы. Мне всё равно, будут ли меня где-то показывать или нет.
Наш герой из Тюменской области. Выучился в Санкт-Петербурге на судостроителя. С детства любил две вещи — рисовать и корабли. Понятное дело, что рисовать корабли было исключительным занятием. Особенно, когда вместо листа А4 юный художник выбирал всю стену своей комнаты. Сегодня коллекционер-любитель владеет небольшой типографией «ВОЛГАСПЕЦИАЛПРИНТ». Для него это не просто деньги, а возможность заполнить пробелы образования.

— В школьные годы я учился в художественном училище — рисовать нравилось, и сейчас нравится. А дизайн на компьютере невозможен без умения рисовать. Моя военно-историческая деятельность началась с одного интересного случая. Был у нас такой губернатор Бровко, который поручил к 70-летию Сталинградской битвы сделать пакеты, блокноты, ручки — всё с символикой. Причём за эту работу мы получили награду партии правительства, как говорили раньше. Как-то случайно у него на столе увидел праздничную продукцию московской компании. Но за то, что они сделали, в военное время их бы сразу же расстреляли. На банерах был изображён гитлеровский солдат на фоне российского флага, на пакетах — известная модель немецких танков. Я тогда в первый раз услышал, как ругается губернатор русским народным. Всё выкинули. На это никто не хотел обращать внимания. Так, как мы сегодня празднуем 70-летие, 75-летие Сталинградской битвы, в 90-е только мечтать могли. И сейчас мы получили молодёжь, которая выросла в то время и не знает ничего. Историю перестали учить в школах. Учебники пишут ради бизнеса. Сейчас государство обратило на это внимание. И тот, кто у власти, понимает, что если не решать проблему, то будет как на Украине. 

У Николая Анатольевича нет педагогического образования, занятия проводит без методичек. Его школа — комсомол, учебники — экспонаты музея. Реставрируя военную технику, ребята узнают не меньше, чем на уроках истории. Тут нет 3D-очков и сенсорных экранов. Настоящий интерактивный музей, где можно всё потрогать, собрать, привести в рабочее состояние и почувствовать дух Сталинграда. 

— Мы находим старые военные фотографии и по ним восстанавливаем картину прошлого. При музее я создал реставрационную мастерскую. Там я лично занимаюсь с ребятами — делаю их мужиками! Они знакомятся с токарным, фрезерным, сварочным ремёслами. Мы вместе разбираем старые советские мотоциклы, чистим их, подвариваем, готовим все детали и собираем по военным фотографиям и документам. Идея проведения ежегодного военно-исторического фестиваля пришла сама собой. Большинство экспонатов я покупал на аукционах, что-то приносили поисковики, что-то привозил из-за границы. У меня есть знакомые коллекционеры в Германии, Польше. С Польшей сейчас тяжело. Но радует хотя бы то, что они не уничтожают всё, а продают. Тогда я собрал единомышленников, частных коллекционеров, которые давали свои экспонаты на время проведения фестиваля. Сейчас мне хватает своей коллекции. 
  
О военно-патриотическом фестивале в легкоатлетическом манеже мало кто пишет. Местное телевидение не зовут, а значит не надо. Но и это не мешает приходить школьникам толпами. Никто их не заставляет. У каждого своя отдушина. Военные с горящими глазами рассказывают о службе Родине. Ребята и девчата разрываются между этапами: собрать автомат Калашникова, отжаться 30 раз или пройти полосу препятствий? И кто за них решил, что это им не интересно?

— Фестиваль для нас как итог: до него мы проводим множество мероприятий и в музее-панораме «Сталинградская битва», и в медицинском институте, и в волгоградском государственном университете. К каждому фестивалю мы готовим новые экспонаты, придумываем этапы, препятствия и задания. Организация всех спортивных мероприятий в первую очередь учитывает нормы Минздрава, но при этом я беру много упражнений из литературы 1939-1943 годов. У нас ребёнок не будет сидеть, как на физкультуре. На манеже командую я. Как в армии, командует и отвечает за всё один. Советуюсь, конечно, с ДОСААФ, с начальниками Пограничного управления, но последнее слово за мной. И они принимают это. А если появляется какой-нибудь мелкий чиновник из администрации, он начинает что-то изобретать, не очень понимая что. У нас вообще нет показухи. Никто не спрашивает: «А нас будут снимать?». Школьники и преподаватели приходят просто отвести душу. Кто-то хочет силу показать, кто-то увидеть слабые места. После проведения фестиваля мы во все спортивные и военные клубы рассылаем письма, в которых пишем, какие проблемы возникали у детей.


Фестиваль в манеже — это целый курс молодого бойца. Будущие защитники Отечества приходят за час до открытия и пытливо изучают маршрутный лист. Одни уже бегут укладывать десантный парашют, вторые хватают в руки пневматические винтовки, третьи разбирают топографические карты. Около этапов выстраиваются очереди. Судьи и кураторы фестиваля смеются: «Мы даже присесть не успеваем! Благо есть волонтёры, которые могут и подменить, и чай с бутербродом сделать». На манеже всё серьёзно, никто не бездельничает. 
Николай Мезин (справа) даёт наставления кураторам этапа
В 60-х годах в Волгограде ежегодно, в день годовщины Сталинградской битвы, проводился слёт пионеров. Традиционно к ребятам приезжали прославленные воины-фронтовики и боевые генералы — защитники волжской твердыни — Ерёменко, Чуйков, Казаков, Шумилов, Лелюшенко, Павлов, Зайцев. Ребята из 20 пионерских отрядов собирались в здании драматического театра имени Максима Горького (ныне НЭТ — Новый Экспериментальный театр). По инициативе ВЛКСМ проводились Всесоюзные пионерские военно-спортивные игры «Зарница» и «Орлёнок». Каждый отряд привозил стенгазеты о проделанной работе в пионерской дружине, участвовал в смотре строя, соревнованиях по стрельбе из малокалиберной винтовки, сдавал нормы ГТО. Советская власть воспитывала молодёжь на примерах героев. Тогда мальчишки мечтали быть как Лёня Голиков, Марат Казей или Валя Котик. 

— Я воспитан в советской школе и такие фестивали уже проводились. Придумывать ничего не пришлось. Были и «Зарница», и «Орлёнок». Сейчас приходится делать всё самим. Дети приносят свои идеи: что-то где-то прочитают, увидят, услышат. ДОСААФ, ВДПО, МЧС сами вызываются участвовать в фестивале. Да, они используют средства своих организаций, но если у них в плане стоит 10 мероприятий, то они выбирают то, где от них будет больше пользы. С манежем академии физической культуры нам помогла Елена Исинбаева. Бывший ректор физкультурной академии нас бы не пустил. Сегодня в России это единственное мероприятие такого масштаба. Никто его не проводит. Привезти в манеж целый музей, разобрать его, организовать работу всех этапов, договорится с военными и всё в течение двух дней — это большой труд. Стоимость такого мероприятия приблизительно миллион. Я вообще ни у кого копейки не беру. Все, кто помогают мне, делают это исключительно ради интереса. В 2013 году была грустная история. Рядом с Новым Экспериментальным театром находилась свободная площадка с разрушенным фонтаном. Я связался с «архитектурой» города и рассказал о своей идее сделать около театра выставочную площадку с военными экспонатами. Мелкий чиновник отказал мне. Причина — на этой территории высажены особо ценные сорта травы и кустарников! Поэтому музей и фестиваль не связаны с чиновниками. Не хочу даже обращаться — буду обязан. 


Легкоатлетический манеж академии физической культуры на момент проведения фестиваля

О чём вы мечтаете? 
— Найти новый интересный экспонат для музея. Кстати, у нас недавно появилась пушка. И теперь мы собираем весь инвентарь офицера-артиллериста. А ещё продумываем новую экскурсию «Герои Советского Союза в монетах». Фестиваль не последний — это точно. Мы уже готовимся к девятому. Планов много!

Комментарии:

Вы должны Войти или Зарегистрироваться чтобы оставлять комментарии...