Герои
Как я провел это лето
Студент из Калининграда работал два месяца на легендарной Земле Франца Иосифа
22.12.2017
- Публикатор: Вера Попович (VolhaRednaya)
- Текст: Вера Попович
- Фото: Руслан Сотников, Вера Попович
Весной этого года Руслан Сотников подал заявку на участие в экспедиции, представители которой второй год занимаются уборкой островов на Земле Франца Иосифа (ЗФИ). В начале июля ему позвонили с подтверждением, а спустя две недели он, калининградский студент Илья Шепелевич и еще 26 молодых работников из Северо-Западного региона России отчалили от Архангельска на судне "Полар кинг" в самое сердце Русской Арктики.
Руслан Сотников. КГТУ. Калининград.
«В Калининграде заметил одну вещь, - делится Руслан. – нет тут такого, чтобы друг за друга стояли. Менталитет другой. Почувствовал это очень отчетливо после Ташкента и Москвы, где у нас были свои компании, все всегда выручали. Здесь только в студенческих отрядах подобное увидел, поэтому и вступил, заинтересовался. Я должен был со своим отрядом "Резонанс" в трудовой сезон поехать, но не получилось - уехал на свадьбу друга. Но все, что не делается... Мне в последний момент написали, что я прошел отбор на участие в экспедиции в Арктику от Архангельской логистической фирмы ЗАО "Арктик- Консалтинг-Сервис". Заявку еще в апреле подавал, не особо надеялся. Главные требования: состоять в отрядах и иметь хорошее физическое здоровье. Отборочный тур, медицинское обследование и курсы молодого моряка я успешно прошел, а уже 27 июля наше судно «Полар кинг» отчалило от Архангельска в сторону архипелага Земли Франца Иосифа».
Руслан называет себя простым парнем. Ему 23 года. Приехал в Калининград из Мурманска, а туда – из Ташкента вместе с мамой.
В Москве стал специалистом по технической эксплуатации электрифицированных и пилотажно-навигационных комплексов, сейчас учится на энергетика в Калининградском государственном техническом университете (КГТУ). С детства любит путешествовать.
Как-то в Мурманске пошел в музей на атомный ледокол «Ленин», где увидел фотографию мужчины, который окунался в прорубь во время крещения.
В Арктике.
Руслан захотел повторить.
«Если появляется возможность – сразу куда-нибудь еду»
Руслан, 14 представителей студенческих отрядов Северо-Западного округа и еще 11 специалистов два месяца трудились на острове Хэйнса, в самом сердце архипелага
Главная миссия экспедиции - экологическая: убрать остров от загрязнений и всевозможного мусора, оставленного здесь людьми. С конца XIX до начала XX века на островах провели больше ста пятидесяти экспедиций на суднах всевозможного назначения, от поисковых до промысловых.
С 1914 года, во время очередной экспедиции под началом российского исследователя Арктики Исхака Ислямова, ЗФИ вошла в состав России. До 1991 года здесь проводились научно-исследовательские работы, установлены полярные станции и военные базы, а также гидрометеообсерватория "Дружная" на острове Хейса. После развала Советского союза технику, а также внушительные запасы горюче-смазочного и бытового материала оставили и уехали. Это и привело к загрязнению территории. Лишь спустя 20 лет начали все потихоньку расчищать.
"По сути, заброшенные дома здесь – это тоже мусор, - поясняет Руслан. - Их снос запланировали на следующий год. Мы же убирали кирпичи, стекла, металл. Наш рабочий день состоял из того, что мы вставали, умывались, одевались, завтракали и ходили, собирали мусор в большие «мусорные мешки» - беги (от bag – англ. сумка). Их грузили на пантон (это "плот", который перевозит мусор), а ее тащила двинка (маленькое суденышко-тягач) на судно. Так, с 5 августа до 22 сентября активной работы, мы вытащили 2000 тонн всевозможного мусора".
"Моя самая удивительная находка, - делится Руслан. - Это - игрушка. Куколка. Сюда селили семьями. Ребенок умер, даже могилку нашли".
Первое, что сделали ребята, когда сошли с судна - нашли более-менее пригодный домик для жизни среди заброшенных и построили вокруг него баррикаду из контейнеров, таким образом защищаясь от медведей. Затем настроили дизель, который обеспечивал городок электричеством. Руслан как раз тот, кто все два месяца следил за ним и поддерживал в рабочем состоянии.
Рабочий день составлял 12 часов. Работать в таких условиях тяжело. Выходной - один раз в 10 дней. В этот день все стирали одежду в старой стиральной машинке. Вечером ребята, помимо основной работы, резали и паяли найденные большие куски металла, чтобы отправить их на судно.Под конец второго месяца у Руслана начала болеть спина. Доктор вправил грудные позвонки, но потом заболел еще и поясничный отдел, дали два дня полного покоя.
"Не смог лежать, - смеется Руслан. - К утру следующего дня уже бегал".
"В 7 утра у нас был подъем, потом мы завтракали-умывались. В 7:55 выходили на работу. Я в этот промежуток времени уже вовсю трудился: смотрел за уровнем топлива в ДЭСке, заправлял, набирал бензин и масло, развозил для бензореза (штука, которая режет металл). В 8 мы уже шли на участок. Часов в 11 или 16 ломалась так называемая «рюмка», в которую мы скидывали мусор, и мы дружно шли ее варить (смеется).
С 13 до 13:55 - обедали, потом снова работали. В семь вечера возвращались в городок, ужинали, топили баню и смотрели фильмы, которые привезли с собой. Отбой был не позднее 10 вечера, мы просто падали от усталости".
"Один раз даже получилось сыграть в футбол. Шаркали ногами по снегу, чтобы "нарисовать" поле для игры. В тот день я второй раз увидел медведя, кстати"
"Воду пили, которую привезли с собой. Для бытовых нужд - брали из озера, а оно находилось в 50-60 метрах от нашего домика. Это не только тяжело, но и холодно. Особенно в сентябре, когда температура опускалась до -7 по Цельсию. По ощущениям - все -20. И озеро сразу покрывалось слоем льда. Был забавный момент: мылись мы в бане. Чтобы облиться водой, наполняли специальную ванну. Уже в сентябре вечером набрали туда воды из того же озера, натопили, пошли париться. Минут десять парились, хотели облиться, а там – лед. Пришлось молотком его долбить".
Утром местность патрулировали с собакой на предмет медведей
Из представителей местной фауны видели медведей. Среди рабочих бытовало правило: если идешь рядом с заброшенным зданием, в котором может прятаться медведь, обойди его в радиусе 50 метров в составе 3-4 человек. Медведь близорукий. Увидит – подумает, что вы - это "зверь". Не будет нападать.
Еще видели моржей. Самые отвратительные животные, на взгляд Руслана. Мерзкие, пукающие, сопливые, с красными глазами. Встречали белых лисиц и особенных птичек, которые издалека похожи на пингвинов. Очень забавно перемещаются – растопыривают крылышки и - «плюх-плюх» - убегают по воде.
Еще видели моржей. Самые отвратительные животные, на взгляд Руслана. Мерзкие, пукающие, сопливые, с красными глазами. Встречали белых лисиц и особенных птичек, которые издалека похожи на пингвинов. Очень забавно перемещаются – растопыривают крылышки и - «плюх-плюх» - убегают по воде.
"Моржи - самые мерзкие животные..."
Из цветов здесь растет арктический мак, он желтый и маленький, а еще каменоломник. Но в основном – мхи. А так всегда пусто и снежно.
"Я сфотографировал одну редкость, - говорит Руслан. - Поганку. Мне не поверили, но я фотографию показал, когда выступал с презентацией отчета нашей работы в Архангельске".
Ели то, что привезли с собой. Местную живность есть запретили, потому что это заповедная зона.
"Хотя мы как-то резали металл на берегу, присели отдохнуть. Был отлив, а на месте воды что-то маленькое плюхало. Присмотрелись – креветочки. Мы их в баночку посадили, думали – вырастут, съедим. А они уже через час начали себя «плохо чувствовать». Мы их отпустили с миром"
Повар готовил 3 раза в сутки: это были всевозможные каши, овощи и супы. Ели сосиски, их много взяли, но они быстро портились. С поваром работали 2 дежурных.
"Работать на кухне тяжело, нужно воду носить, много. А мы помним, она только из озера. Потом насос провели в специальный "кубик" на кухне, стало проще".
"В условиях таких ограничений, как ни странно, единственное, что хотелось - посмотреть телевизор. Новостей новых, - пожаловался Руслан. - Забавная ситуация – просыпаемся мы как-то ночью от громкого смеха, переходящего в истеричный плач. А это, оказывается, рабочие смотрели «Полицейского с рублевки». Они у метрологов второй сезон скачали. У них на станции был какой-никакой интернет, грузился он ужасно долго. Все социальные сети заблокированы, можно только почту почитать, ну и новости. Ни телевизора, ни связи там не было. Звонить можно было один раз в 10 дней – 2 минуты общения отводилось. Причем 1 минута – формальности всякие. Женщина на английском объявляла наш лимит и прочее. Потом гудки (а это все – наше время). Благо, мама отвечала мне быстро. Я ее предупредил – будет звонить непонятный номер с кучей цифр – бери быстрее телефон. Ну, вот минутку тебе на общение".
"Самое обидное, что со мной произошло: нафотографировал я местность, скинул на компьютер. Произошел сбой и все удалилось. Обидно - жуть. Остались только фотки, которые я грузил уже после этого инцидента".
"Первое, что вспоминаю, когда речь идет об Арктике: птицы, вылетающие из-за гор на рассвете.
Но это не самое красивое, что я когда-либо видел в своей жизни.
Помню, мы как-то проходили перевал Каракуль. Вечером остановились, поели плов и готовились ко сну, вдруг дождь накрапывать начал. Вышли и увидели... тучи, которые приобрели слегка фиолетовый оттенок. Начала бить молния, осветив небольшой поселок под горой. И все это вызвало необычайный восторг у меня, осталось в памяти на всю жизнь.
А в Арктику… Я, наверное, еще туда поеду. Я же так и не окунулся".
Самый красивый остров по мнению Руслана - остров Чампа, там были огромные камни в человеческий рост, абсолютно круглые. Их называют – сфериты. Еще понравился остров Гукера (или Гука) – там "птичьи базары"
Комментарии:
Вы должны Войти или Зарегистрироваться чтобы оставлять комментарии...