Наверх
Фотопроекты

Беду зовут спирогира

У человека снова есть реальный шанс убить озеро Байкал
30.03.2017
Байкал тяжело болен. Всего за несколько лет его прибрежные воды захватила нитчатая водоросль спирогира. Ученые доказывают, что небывалый успех чужеродной тины напрямую связан с деятельностью человека.
Артём Чернов, Front.Photo:

Мы уже раз пытались убить Байкал: в 70-е годы прошлого века озеру, природному национальному сокровищу России, грозило гибельное загрязнение из-за строительства целлюлозно-бумажного комбината. Усилиями общественности беду удалось отвести. В настоящее время байкальский ЦБК официально считается закрытым, хотя его труба и сегодня продолжает что-то сбрасывать в озеро (см. фото ниже). Похоже, в наши дни деятельность человека снова ставит "самое чистое озеро мира" под смертельный удар: уже три года в водах Байкала стремительно вымирают знаменитые губки, главный фильтр байкальской воды. От берегов "жемчужины Сибири" начинают ощутимо вонять, причем сильнее всего - в местах строительства прибрежных туристических объектов. Там катастрофически растет масса водоросли спирогира, которой прежде в Байкале почти не было.

Как выглядит сейчас ситуация в водах озера и над его поверхностью, вы можете увидеть благодаря великолепной съемке фотографа Виктора Лягушкина. Публикация с любезного разрешения автора.
— Лес.медиа
Часто его называют самым чистым озером в мире. В этом объекте всемирного наследия живет более 3 700 различных видов, более половины из них проживают только там и нигде больше.
(The New York Times, ноябрь 2016).
— les.media
Под водой у берега Байкала. Та самая труба сброса сточных вод Байкальского ЦБК. Вид летом 2015 года.
Богдана Ващенко, журналист:

Подводный Байкал впечатляет: гигантские скалы, поросшие кустами ветвистых эндемичных губок - это не выглядит, как земной мир, это скорее мир фантастический, инопланетный, как в фильме Аватар. 
Подводные скалы Байкала у мыса Соболев. Зеленые образования на камнях - знаменитая байкальская губка, естественный фильтр байкальской воды.
Мир этот сейчас тяжело болен. Ещё в 2013 году сообщения о тоннах гниющих водорослей на побережье у города Северобайкальска обошли российские СМИ. О том, что это чужеродная для озера водоросль спирогира - написала половина из них, а о том, почему она так бурно развивается, к сожалению, рассказали людям лишь единицы.
Гниющая масса водорослей на побережье в районе Северобайкальска (2016).
Масса спирогиры в прибрежной воде, начало периода её размножения (2016).
— Лес.медиа
Причина умолчания, возможно, в том, что это достаточно стыдно признать: болотная водоросль развивается на отходах человеческой жизнедеятельности, это побочный эффект бурного развития туристического бизнеса на берегах озера.
— les.media
Так выглядят нити спирогиры на дне прибрежной зоны Байкала (район Листвянки, 2016)
...первые признаки того, что Байкал «заболел», проявились в туристическом посёлке Листвянка. Близость к Иркутску сделала его популярным среди туристов, посёлок стал активно застраиваться и заселяться. 

В 2010-2011 годах исследователи – группа водолазов Лимнологического института – обнаружили на донном участке вдоль береговой линии (протяжённостью около 4 км) в больших количествах нитчатую водоросль спирогиру, буквально усеявшую байкальское дно...
Местные жители из деревни Максимиха отмечают, что проявлять себя явление начало лет 5 назад. Как раз тогда достоинство песчаного берега оценили предприниматели, которые очень скоро застроили это местечко базами отдыха – появилось около 10–15 новых туристических объектов. 

...в Байкал ежегодно (на протяжении последних четырёх лет) попадает до 6 тонн минерального азота. Концентрация минерального азота в «очищенных» сточных водах на уровне 17–23 млгр на литр, что в 2,5 тыс. раз больше, чем в реке Тые, впадающей в Байкал. 
— Лес.медиа
Мало кто об этом знает, но уже третий год подряд на многих популярных туристических пляжах Байкала запрещают купаться из-за превышения содержания кишечной палочки в воде.
— les.media
Богдана Ващенко, журналист:

Каждого туриста нужно обстирать, а сточные воды со всем ассортиментом моющих средств здесь сливаются прямо в Байкал. Туда же идут помои и фекалии, а для водорослей это настоящий рай нитратных и фосфатных удобрений. 

Многие турбазы, чтобы не тратить деньги на вывоз нечистот, продолжают строить и использовать канализацию по «технологии русского септика», то есть - бетонного колодца без дна.

Мало кто об этом знает, но уже третий год подряд на многих популярных туристических пляжах Байкала запрещают купаться из-за превышения содержания кишечной палочки в воде. Происходит это в основном, в августе, когда наплыв отдыхающих особенно велик.
На сегодняшний день лишь 13 % прибрежных вод Байкала свободны от зарастания болотной тиной. Причина бедствия установлена давно, но до сих пор не сделано ничего для устранения. Нет оценки допустимой туристической нагрузки на озеро, и турбазы продолжают возводиться там, где их строительство строго запрещено - в 500-метровой зоне у кромки воды. 

Крупные населенные пункты, например - Слюдянка, много лет не имеют канализации. Если верить официальным сообщениям, Байкальский ЦБК давно закрыт, но его сливные трубы и до сегодняшнего дня продолжают что-то сбрасывать в озеро (см. выше). Программы, разработанные правительством, стоят на месте.
Вид на поселок Слюдянка (2015).
Что касается происходящего под водой, то проблема в том, что ученые не могут пока точно оценить в цифрах, какие виды и насколько пострадали. Задач у ученых на Байкале добавилось, а средств - увы. Есть ли от спирогиры масштабный вред? Нужно подтвердить этот тезис конкретными цифрами. 

Байкальский Лимнологический институт финансируется неплохо по сравнению со многими другими научными учреждениями, но явно недостаточно, чтобы ученые могли развернуто ответить на этот вопрос. Ресурса исследователей хватает, чтобы мониторить, где и в каком объеме прибрежная зона зарастает спирогирой, но нет возможности посчитать точный ущерб для тысяч видов моллюсков и рыб. 
В лаборатории Лимнологического института (2016).
Впрочем, и от конкретных цифр местные чиновники, бывает, просто отмахиваются: «Подумаешь, какие-то бычки и улитки перестали жить в воде у Листвянки. И что из того?»
...Когда мы приехали в Северобайкальск, нас поразил неприятный запах. Даже в 20–30 метрах от Байкала он резко ощущался. Как будто навоз разбросали по всему берегу. Оказалось, на 95% этот «навоз» состоит из спирогиры.

Кроме бытовых стоков города, поступали в озеро также воды после мытья вагонов и локомотивов РЖД: промышленные стоки незаконно были подключены к муниципальной трубе, предназначенной для отходов жизнедеятельности населения...
До 50% донной прибрежной части озера сейчас занята спирогирой. Там, где расположена труба стоков Северобайкальска, спирогира даже превышает по объёму биомассу, свойственную естественным макрофитам.

...Выяснилось, что под угрозой оказался байкальский бычок-желтокрылка. Августовское нерестовое стадо практически не смогло отложить икру, так как тонкие нити спирогиры, распространившиеся на дне, просто не позволили бычкам занять их гнездовые площадки. 
Богдана Ващенко, журналист:

Байкальская вода имеет особый состав: она содержит очень мало органики и много кислорода, - даже больше, чем в человеческой крови. Чужеродные Байкалу нитчатые болотные водоросли, разрастаясь, прекращают циркуляцию воды в придонном слое, кислород в нем быстро “выдышивается”, и место становится непригодным для жизни коренных байкальских видов флоры и фауны.
Скопления спирогиры и мусора в районе Листвянки (2015).
Байкал заселен неравномерно: всего 2% площади озера содержат 90% видов, которые населяют Байкал. Это Култук (Южный угол), Ольхонские ворота, Баргузин и Ушканьи острова. По суммарной площади это как Москва-река в пределах Москвы. И все эти ключевые для состояния Байкала места уже несколько лет зарастают густой тиной. 
— Лес.медиа
Согласно данным ученых, на сегодняшний день лишь 13% прибрежных вод свободно от спирогиры.
— les.media
Возможно, что такая большая и сложная система, как Байкал, была бы в состоянии защитить себя сама, но случилась ещё одна беда: эндемические байкальские губки - естественные фильтры озера - начали массово погибать. А ведь именно они определяют чистоту байкальской воды. 
Камень на переднем плане покрыт зелеными корками и ветвистыми кустами - это и есть "байкальские губки”. Район Больших Котов (2016).
Слева: здоровая байкальская губка. Справа: губка, пораженная болезнью. Видны характерные "волосатые" коричневые наросты-шапки.
Многие ученые считают, что именно губки определяют видовой состав Байкала, прежде всего благодаря им он настолько необычен. И это губки не позволяли спирогире так разрастаться прежде, но теперь, когда они болеют, тина наконец-то может взять своё.
Нити циано-бактерий на умирающей байкальской губке. Район Ольхона (2016).
Профессор Дмитрий Юрьевич Щербаков, руководитель лаборатории генной систематики Лимнологического Института, работающий на Байкале с 1989 года, в чьей лаборатории и выделили ДНК спирогиры:

– Чтобы понять, что такое Байкал, зайдите в музей Байкала. Там есть неплохая экспозиция про циркуляцию воды в озере. Так вот: на глубине 600 метров еще не появилась хлорорганика – то есть, на этой глубине Байкал еще не заметил появления человека. Чтобы такую «кастрюлю» перемешать, нужно очень много времени. Поэтому некоторые ученые и говорили, что ничего страшного, если канализация и отходы сливаются в Байкал. 
Действительно, если приток, грубо говоря, дерьма с берега быстро размешивается, то «питательных веществ» у берега концентрируется не так уж и много. Но, как только разрастается тина, возникает застой воды и - высокая концентрация, которая только спирогире и достается. Когда такого «питания» много, биоразнообразие у берега заканчивается, здесь остаются только те, кто может это жрать. И все эволюционные изыски кончаются, остается только тина.
Профессор Дмитрий Юрьевич Щербаков, руководитель лаборатории генной систематики Лимнологического Института с пробами спирогиры в руках. Большие Коты (2015).
Страница полевого журнала Игоря Ханаева, руководителя кругобайкальской мониторинговой экспедиции-2016 Лимнологического института.
Взятие образцов губки для исследования. 
Водолазы-исследователи собирают данные о состоянии флоры и фауны дна в районе мыса Соболев (2016).
Слева направо: Игорь Ханаев, Богдана Ващенко, капитан корабля “Мерлин” и водолаз экспедиции Игорь Парфеевец во время экспедиции National Geographic (2015).
Пробирка со пробами спирогиры в мобильной лаборатории на исследовательском судне "Академик Титов" (2016).
- Из 29 очистных сооружений на Байкале кое-как работают два, всё остальное только делает вид что чистит. Некоторые из них разрушены целиком, некоторые спроектированы так, что работать не могут, - поясняет академик РАН, бывший директор Лимнологического института Михаил Грачёв.

- Если резко построят изолированные септики, мы резко перестанем сбрасывать в Байкал нечистоты, нужно минимум 60 лет, чтобы система вернулась в первоначальное состояние, - поясняет учёный, исследователь побережья Байкала и сотрудник Лимнологического института Григорий Тимошкин.
...С нашим озером происходят изменения такого масштаба, которые никогда не наблюдались за сто лет научных исследований. 
До 50 процентов побережья озера Байкал занято спирогирой. 

Десятки тысяч мёртвых улиток выброшены на побережье озера. 

Массовая гибель губок наблюдается по всему периметру озера. Отмечено, что водоросль развивается сильнее там, где больше всего туристов.
Дно Байкала в районе Листвянки (2016).
По старой Кругобайкальской железной дороге, прямо над берегом озера, вместо ветхого состава из трех вагончиков теперь регулярно ходят современные дизельные поезда (2016).
— Лес.медиа
Часто его называют самым чистым озером в мире. В этом объекте всемирного наследия живет более 3 700 различных видов, более половины из них проживают только там и нигде больше.
(The New York Times, ноябрь 2016).
— les.media
Из статьи "Озеро Байкал завоевывают ядовитые водоросли" (ноябрь 2016). Оригинал статьи в The New York Times (англ.)
...В озере Байкал начали умирать подводные леса губок. Совершив почти 90 погружений в разных местах озера, исследователи обнаружили, что там пострадали от 30 до 100 процентов губок. Зеленые стебли — а некоторым из них по 100 лет — приобретают тусклый коричневый цвет, становясь похожими на рогоз. 

...Причина гибели губок неизвестна, хотя Тимошкин с коллегами подозревает, что их заболевания вызывают болезнетворные микроорганизмы из сточных вод. 
...В самом старом, самом глубоком и самом обширном озере мира содержится 20% общемировых запасов пресной воды. Часто его называют самым чистым озером в мире. 

Байкал обладает особой ценностью: в этом объекте всемирного наследия живет более 3 700 различных видов, причем более половины из них проживают только там и нигде больше. 


Байкальская губка с застрявшей на ней сетью в районе Кругобайкальска (2015).
Из статьи "Озеро Байкал завоевывают ядовитые водоросли" (ноябрь 2016). Оригинал статьи в The New York Times (англ.)
Ученые призывают немедленно запретить использование синтетических моющих средств и просят помощи у федеральных властей, чтобы модернизировать систему канализации в населенных пунктах вокруг озера. Но такие меры, скорее всего, будут приняты не скоро.
Российское Министерство природных ресурсов и экологии пока еще не признало официально, что озеро Байкал в опасности. в октябре российские и китайские туристические фирмы заявили о своем намерении вложить 11 миллиардов долларов в строительство новых отелей, туристических центров и инфраструктуры вокруг озера.
Поля спирогиры на байкальском дне (2015).
Богдана Ващенко, журналист:

Пока российские власти не спешат действовать и надеются, что все “само пройдет”, у простых жителей Прибайкалья появились самостоятельные инициативы по спасению озера. Наш опрос 2016 года показал, что многие раздумывают о возможности перейти на бесфосфатные моющие средства, и единственное, что их останавливает - это цена. Вероятно, если какая-то торговая сеть предложит безопасную для озера бытовую химию по более низкой цене или же поддержит покупателей системой бонусов, то многие откажутся от вредных для экологии порошков.

Местные фермеры уже давно собирают выброшенные на берег водоросли и вывозят в лес, тем самым освобождая озеро от избытка нитратов и фосфатов и предотвращая вторичное загрязнение. А местная экологическая организация “Школа Экологического Предпринимательства” объявила конкурс “Нет спирогире на Байкале” на лучшее бизнес-предложение по разрешению проблемы.

Марина Рихванова, бывший сопредседатель ИРОО «Байкальская экологическая волна», (организации, которая внесла самую большую лепту в закрытие БЦБК), а теперь один из экспертов Школы, прокомментировала задачи конкурса так: «Мы рассматриваем возможности создания или поддержки местных предприятий, которые будут стимулировать жителей собирать водоросли с берегов озера и производить из них что-то полезное: биокомпост, бумагу и упаковку или органические удобрения».
На озере Байкал.


От
Front.Photo:
Команда автора этой съемки Виктора Лягушкина в экспедиции в Грузии по независящим от них причинам лишилась части оборудования для подводной съемки и сейчас проводит краудфандинг, чтобы восстановить потерю перед летними экспедициями. Участникам краудфандинга предлагаются фотокниги и выставочные отпечатки, а также - учебные курсы подводных съемок от одной из самых профессиональных команд России и даже одно место в исследовательской экспедиции вокруг Байкала в августе 2017 года.
Страница краудфандинга команды Виктора Лягушкина.
© 2017 All Rights Reserved
Фотографии и текст: Виктор Лягушкин, Богдана Ващенко, Front.Photo.
Перепечатка и перепубликация этой и других публикаций Front.Photo в печатных изданиях или на страницах интернет-сайтов разрешается только с письменного разрешения редакции Front.Photo.

Комментарии:

Вы должны Войти или Зарегистрироваться чтобы оставлять комментарии...