Наверх
Заметки

Яре нельзя любить девочку

  «ЗАРНИЦА» ЮРИЯ КВЯТКОВСКОГО В ТЕАТРАЛЬНОМ ЦЕНТРЕ МЕЙЕРХОЛЬДА
25.11.2018
Антиутопия или квир-пьеса Екатерины Троепольской и Андрея Родионова о противостоянии «сознательного» и «стихийного» в поэтическом государстве. При этом «сознательное» означает «контролируемую, подчиненную дисциплине…политическую деятельность», а «стихийное» - активность, «не руководимую политически, спорадическую, некоординированную». Герои пьесы – четверо подростков оказываются в волшебном лесу вместе с хтоническими существами и золотым ангелом – главой православной полиции. Дети испытали на себе действие волшебных чар, и две девочки оказываются на пороге однополой любви, запрещённой в мире «Зарницы». 
«Зарница» - вторая постановка Юрия Квятковского по пьесе Родионова и Троепольской. Первой была «Проект Сван» - о светлом поэтическом будущем, которое ожидает граждан вымышленной страны Лебедянии. Стать гражданином или выжить в таком государстве смогут только те, кто говорит стихами. И первая, и вторая постановка своеобразная дилогия, их объединяет не только общность коммуникации – стихи, инструмент репрессий и форма «моральной идентичности», а ещё и режиссёрские решения – мультидисциплинарность театра. Брусникинцы и камбуровцы читают рэп не хуже Face, поют хором текстовую партитуру, синхронно отжигают в танце под плотную и динамичную музыку. Художница Полина Бахтина создала на сцене волшебный лес из круглых не высоких столбов. Свет маленьких прожекторов обозначали границы леса, и создали герметичность пространства. Лесные жители – олицетворяющие «стихийное» были одеты в потрясающие костюмы. Ветродуй напомнил мне героя из фильма Ресслер, Журчунья чем-то Лару Крофт, самый можно сказать по сезону одетый был Лёха-Лось. Наиболее любопытный персонаж – глава православной полиции и всевидящее око поэтического тоталитаризма, он же Зарница, в золоченой рясе и бронежилете, раскатывающий по сцене на гироскутаре.  
Ветродуй и Журчунья
Родионов и Троепольская создают очень понятные нарративные тексты, с чётким и ясным политизированным высказыванием. Казалось бы, мир, который создают поэт и драматург в пьесе иллюзорный и придуманный, и реальности там меньше, чем в сегодняшнем дне. Безусловно, это так, если говорить о формальных приёмах и литературной конструкции. Но смыслы и слова героев – это язык общения людей, оказавшихся в плену идеологических штампов. В одном из интервью Андрей Родионов говорит, что создавая тексты, мы используем «поэтический вербатим»: статьи, высказывания на форумах, интервью. Юрий Квятковский использует те же формальные приёмы, не вмешивается в текст, не комментирует его, и не критикует. Яркие образы только подчёркивают содержание, и создают пространство гиперреальности.  
Соцреалистический жанр долго и кропотливо формировал коллективную память, являясь сложной комбинацией идеологического заказа и постепенно сложившейся конструкцией воздействующей на историю, науку, культуру. 
Соцреалистический жанр в литературе долго и кропотливо формировал коллективную память, являясь сложной комбинацией идеологического заказа и постепенно сложившейся конструкцией воздействующей на историю, науку, культуру. В текстах обязательно был главный герой и старший наставник, борьба стихийного и сознательного, акцент на общественное задание, испытание как инициация при выполнении поставленной герою задачи, природа как один из главных антагонистов. Поэтому власть сегодня умело эксплуатирует понятия духовности, героического прошлого, великой нации победившей фашизм и обращается к старшему наставнику, который проводит продуманную и эффективную политику. "Законсервированность" оценок прошлого и настоящего, мешают критически смотреть на многие процессы происходящие вокруг. 
музыкальная группа "Зарница"
Так вот «Зарница» с одной стороны взрывает этот жанр изнутри с помощью риторических элементов, обнажая все изъяны. Восприятие однополой любви, как преступление – это политика фашизма. Министр против директора театра – как моча против колы. Олег – герой пьесы, говорит, что стучать это нормально, по-мужски. Что и подтверждает последний стук питерского депутата на рэпера Хаски. Этот лес наш. Отсылающий меня к реплике – «эмигрируйте, если не нравится». «Пушкин – это наше всё!» Его упоминает Маруся (в неё влюбилась Яра), когда объясняет Журчунье, по какой причине однополая любовь запрещена. «Дантес убил Пушкина. А Дантес был голубой». «Зарница» - это ещё и восстановленная военно-патриотическая игра, которая, по сути, испытание и политическая инициация по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию молодёжи. Любопытно, что сегодня такую игру организуют под названием «Надежда нации», инициатором выступает правящая партия. В обосновании актуальности такого проекта звучит, например, такой тезис: борьба с иностранными идеалами и ценностями. Такое обоснование укладывается в политическую технологию поляризации общества. А с другой стороны пьеса следует этому жанру, у истории счастливый финал – ещё один обязательный компонент соцреалистического романа. Подростки успешно справились со «стихийным», и обрели более высокий социальный статус, чем в начальной ситуации. Они создали музыкальную группу, символически назвав её «Зарница». И вроде бы стоит расстроиться, система профессионализировала ребят и вписала в бюрократическую иерархию. Но огромный флаг на заднике, музыка и яркий свет молний создают ощущения катарсиса.

Комментарии:

Вы должны Войти или Зарегистрироваться чтобы оставлять комментарии...