Наверх
Интервью

"Путь к гармонии духа"

Интервью с руководителем клуба айкидо "Мусуби" Алексеем Лобзовым
14.12.2016
Японское слово «айкидо» переводится как «путь к гармонии духа». Это совершенно необычное боевое искусство, которое отличается глубокой философией. Оно парадоксально по сути своей, ибо айкидо — это практика, в которой идеальная победа — это когда твой враг становится твоим другом. О том, что это за техника и как люди приходят к ней, мы побеседовали с Алексеем Лобзовым, руководителем клуба айкидо «Мусуби» (г.Уфа), обладателем второго дана по айкидо, педагогом дополнительного образования «Центра детского творчества «Глобус».

Драка - это искусство
— Алексей Вячеславович, что для Вас айкидо?
— Трудно ответить одним словом. Это собирательный образ, образ жизни, способ контактировать с окружающими.
Алексей смеется:
— Драка — это искусство. В айкидо нет соревнований: мы не состязаемся, кто круче, и поэтому победителем становится каждый, кто начинает изменять себя через практику айкидо.
— Боевое искусство меняет мировоззрение людей?
— Скорее предлагает новый взгляд на обычные вещи. Например, отказавшись от агрессивного настроя, мы можем менять жизнь к лучшему. Как это происходит? Эмоции делают нас скованными или, наоборот, чересчур агрессивными. На тренировках мы отрабатываем техники нападения и защиты. В критической ситуации, пока человек не успел испугаться и эмоционально среагировать, срабатывают правильно выработанные рефлексы. Когда мы становимся лучше, у нас становится больше друзей, чем противников.
- Как Вы пришли к боевым искусствам? И в чем состоят Ваши собственные цели и цели клуба, который Вы возглавляете?
- Я сначала занимался не айкидо, но понял, что не хочу жить в таком агрессивном мире, не хочу, чтобы мой ребенок жил в агрессии. Считаю: хочешь изменить мир, начни с себя. Начинаешь с себя, и общество меняется вокруг тебя. Занимаясь айкидо, мы не готовим супербойцов, мы учимся контролировать себя, уметь договариваться друг с другом. Это нужно для воспитания молодых людей, а также, чтобы взрослые люди могли найти здесь отдушину для себя.
- Алексей, как пригодятся детям навыки самозащиты в жизни?
 -Я искренне надеюсь, что эти навыки никогда им не пригодятся. Дети на занятиях становятся сильнее и увереннее и тем самым притягивают к себе меньше конфликтных ситуаций. В то же время они имеют практический навык, как себя защитить.
- Скажите, пожалуйста, есть ли какие-то ограничения для занятий айкидо?
- Нет! Айкидо — это боевое искусство, в котором нет никаких ограничений. Любой человек, независимо от пола, возраста и статуса, может заниматься этим видом единоборств. Даже качество и количество имеющихся заболеваний не имеют значения. Главное — желание!
- А какие-то философские понятия, философские основы есть у Айкидо? 
- Несомненно. Они все заложены в тех иероглифах, из которых состоит слово «айкидо». «Ай» — это любовь. «Ки» — внутренняя сила и «До» — это путь. И, действительно, нужно найти гармонию внутренней силы с тем, что вокруг Вас происходит. Вот и вся философия.
- Чего хотят достичь посредством занятий айкидо люди, которые приходят к вам в этот зал?
- Мы не ставим задачу научить человека уничтожать других людей – ни физически, ни психологически. Наоборот мы настраиваем их на то, чтобы они объединились в некий социум и помогали друг другу.
У нас в зале люди занимаются своей физической культурой. Как правило, для детей требуется один тип тренировки, для взрослого – другой, для ослабленного, травмированного организма – третий, для девушек – вообще отдельный разговор. Когда вы физически тренируетесь, вы оттачиваете свою форму. Но существует некий барьер, где происходит износ тела, и если вы хотите участвовать в спарринге, в поединке, то вы должны пересекать эту черту, и, как следствие, ваш организм (сердце, сосуды, суставы) изнашивается раньше. Если вы хотите быть лучшим на татами, в бою, то это абсолютно другой тип нагрузки.
У нас в зале другая задача. Мы тренируем здоровое тело, в том числе, хорошее кровоснабжение. В результате мозг хорошо работает, человек имеет хорошее самочувствие, становится более собранным, более энергичным на работе и более востребованным в обществе. Агрессию и психопатию как у бойца мы здесь не вырабатываем. А техники, которые мы изучаем, очень близки к тем, которые можно применить в реальном поединке. Но в мирном гражданском обществе, в городе нам не нужны агрессивные существа, которые на любое раздражение будут выходить из себя и кидаться с кулаками на людей. Да, это простой способ решить конфликт – уничтожить раздражитель, но мы живём в другом обществе, где люди должны уметь управлять своей агрессией.
- То есть вы помогаете людям обретать психологическую устойчивость?
- Я помогаю людям правильно ориентироваться в боевых искусствах, чтобы они, приходя в зал, не уничтожали себя. Есть хорошая поговорка: «Задача учителя - оберегать ученика от самого себя». Есть очень порывистые люди, которые уничтожают себя в тренировочном процессе, то есть в своем самосовершенствовании они переходят границы своей физиологии. У каждого есть свой предел. Кто-то может 500 раз отжаться, и для него это не будет травмой, а есть люди, которые просто физически на это не рассчитаны. Поэтому всегда требуется индивидуальный подход.


Задача учителя - оберегать ученика от самого себя
— Лес.медиа
— les.media

- Насколько нам известно, в айкидо не проводятся турниры и соревнования. В чем отличие айкидо от тех спортивных дисциплин, где присутствуют соревнования? И в чем смысл соревнований, если можно обходиться без них?
- Это ошибочное представление. Понятие соревнования есть, ведь человек сам с собой всегда и везде соревнуется. Пожизненный бой с тенью.
– У вас есть занятия с деревянным оружием. Что они собой представляют и зачем нужны?
— Меч – это инструмент для того, чтобы можно было отрабатывать определенные движения. Возьмем простейший пример - карате. Человека никогда  не поставят сразу бить со всей дури. Его подведут к макиваре и объяснят, как наносится удар. И он будет отрабатывать удар на макиваре, чтобы его поставить. Макивара служит инструментом для того, чтобы делать технику лучше. В айкидо это меч.
В каждом боевом искусстве есть разные виды оружия. В айкидо это в основном меч, боккен, и короткая палка, джо. Мне кажется, чтобы изучить и понять эту систему, нужно очень много времени. Сложно изучить даже один вид оружия. Не совсем понимаю людей, которые дают объявления о наборе в группы и пишут: 30 видов оружия, какие-то космические техники. Я занимаюсь 16 лет и только начинаю складывать эту мозаику с мечом и джо.
- Я слышала, у вас на днях завершился открытый конкурс «Японская каллиграфия. Боевые искусства». Алексей, расскажите, пожалуйста, про конкурс, с какой целью его проводили?
- У нас японское боевое искусство, а это помимо техник самозащиты и физических нагрузок - большой культурный пласт. Через такие конкурсы детишки знакомятся с Японией. Ребятам было предложено самим выбрать любой иероглиф и нарисовать его по всем правилам. Что они и сделали.
- Вижу много работ, как Вы их заинтересовываете?
- Участие абсолютно, добровольное, смотрят друг на друга и хотят сделать лучше. Шаманаев Всеволод, например, выжег иероглиф «ЖИЗНЬ» на доске. Очень оригинальная получилась работа.
- И кто же победил?
- Победителем стал Фатихов Алан, он успел нарисовать около 15 иероглифов по тематике «Боевые Искусства». По всем правилам этикета самураев детям вручаются дипломы. Но никто не проиграл, каждый ребенок оказался победителем в разных номинациях.
- Сегодня  Вы проводите уже пятую тренировку за день. Выглядите бодро и не скажешь, что почти 12 часов провели на татами. Четыре тренировки детские и  одна взрослая. Чем отличаются тренировки для взрослых от детских?
- Да, между детскими группами и взрослыми есть разница. Взрослые тренируются уже более усердно, целенаправленно. Сами тренировки для взрослых проходят в высоком темпе. С детьми необходимо больше терпения, много пояснять.
– Сколько учеников у вас занимается?
— В детских группах человек 30-40.
– Как проходят детские тренировки? Вы разрабатываете какой-то план?
— Да, существует план тренировок, которого должен придерживаться инструктор, чтобы правильно развивать детей. Если говорить по пунктам, то сначала мы учим ребенка правильно падать и правильно страховаться, группироваться. Очень большой процент техник в айкидо – бросковые. Надо уметь правильно падать, иначе дальше обучать человека невозможно, будут травмы.
После этого обучаем правильной работе в атаке: как брать захват, какое положение, что, как, почему. Затем объясняем, как правильно наносить удары. Создается определенная база: человек умеет падать, умеет брать захват и может ударить. После этого начинается отработка простейших техник. Самое важное – научить человека пониманию, что в любой технике взаимодействует все тело.
Сначала, допустим, мы учим какой-то простой захват, простое движение. Потом, когда он это поймет, приемы усложнятся. Например, начинаем делать это с шагом. А дальше, когда он знает основы, идет наработка техники, которую ученик должен знать, исходя из того времени, которое он тренируется.
– Бывали случаи, когда ребенок хочет заниматься, но у него не получается? Что делать в этом случае?
— В такой ситуации нужно терпение. Если быть нетерпеливым, человека не научить. Знаете, я придерживаюсь такого правила: не бывает плохих учеников – бывают плохие учителя. Кто-то говорит: «да он балбес, ничего не умеет, ничему не научится». Это не он балбес, а тренер, не смог научить. А не смог почему? Не смог найти подход к ребенку.
Мне непонятно, когда люди говорят: «он ходил к вам два или три месяца и ничему не научился». Ну что значит -  ничему не научилс? Ваш ребенок пришел, он не умел, например, правильно падать. Сейчас он умеет это делать? «Этого недостаточно, этого мало». А что вы хотели, чтобы он за три месяца стал супербойцом? Нужно время. «О, у него не получается прием!» Нужно время. Это совместная работа тренера и ученика.
Бывает, конечно, после тренировки выходишь и немного психуешь: ну как же объяснить, кажется, уже все рассказал-показал – не получается. Приходишь в следующий раз и снова начинаешь это делать.
- Приходилось ли Вам применять айкидо на улице, и не могли бы Вы вспомнить один из таких случаев?
- С каждым годом таких случаев становится все меньше. Был недавно случай, когда трое парней не хотели поздно уходить из подъезда. Пришлось их настоятельно попросить больше не приходить и «закрепить болевой рефлекс».
- Алексей, а кроме тренировок у Вас ещё на что-то хватает времени и сил?
- Как ни странно да. Так как я общаюсь много с молодежью, начали доходить слухи, что участились случаи отбора телефонов на улице. Мы провели акцию «Меры осторожности». Где я наглядно объяснил и показал, как себя вести и что делать, если такое происходит.
- Что сподвигло Вас проводить такого вида акции?
- Если есть некоторый опыт, то он становится тяжелым грузом, если им не делиться. Вдруг кому-то это может пригодиться? Акцию я провожу для детей и их родителей,  и это повод поднять острые темы, говорить на которые чаще всего не хватает времени. 
– У меня айкидо с детства ассоциируется со Стивеном Сигалом. Вы смотрели его фильмы?
- Да, конечно же смотрел. То, что он делает в кино, все-таки отличается от традиционного айкидо, это более уличный вариант. Но айкидо такое есть, по нему проводятся соревнования. В принципе мы изучаем то же самое, только немного с другим аспектом. На дворе XXI век. Если каждый станет, защищаясь, делать то, что Сигал делает в фильмах, будет ужас.
Хотя, я думаю, благодаря Сигалу многие начали пробовать айкидо. Если говорить о фильмах, они мне почему нравились: во-первых, это техника, во-вторых, нет каких-то взрывов. Человек просто пришел, бам, бам, бам, победил.
- Ваши увлечения, хобби, тайные желания?
- Айкидо было и остается моим хобби, с которым я иду по жизни. В мои увлечения также входит осваивание всего нового, люблю играть на флейте в свободное время, научился играть самостоятельно. Радую детишек перед тренировкой старой и знакомой мелодией «Одинокий пастух». Первый раз я услышал эту мелодию в фильме с Бельмондо «Профессионал». В кинофильмах  «Воины кунг-фу» и «Убить Билла» она тоже есть. Также занимаюсь в Школе радио, очень люблю вкусно покушать и готовить на огне мясные блюда.
- Алексей придерживаетесь ли Вы спортивной диеты, если да – то какой?
- Нет, я не придерживаюсь какой-либо определенной спортивной диеты. Единственное, я стараюсь правильно питаться. Отдаю предпочтение домашней кухне.
- Каков Ваш главный жизненный принцип, девиз – словом то, что Вам помогает по жизни?
- Стремиться вперед и не оглядываться назад.
- А что бы Вы посоветовали тем, кто хочет заняться этим видом единоборств?
- Приходить и начинать занятия. Единственное, что я не советую, это сидеть перед телевизором и просто хотеть. В этом не помогут никакие видеоуроки, нужно прийти в зал и начать тренировки.
- Вы хотите что-нибудь пожелать нашим читателям?
- Да, заниматься любимым видом спорта.

Каждый человек — индивидуальность. Единого ключа к каждому не будет. Поэтому желаю Вам найти то, что Вам по душе.
— Лес.медиа
— les.media

Комментарии:

Вы должны Войти или Зарегистрироваться чтобы оставлять комментарии...