Наверх
Обзоры

«Хотели стать космонавтами, но стали грустненькими»

Как философия и смех помогают увидеть свою жизнь со стороны, и зачем вообще это нужно?
18.01.2024
Сходила в лекторий «Прямая речь» и послушала философа Андрея Макарова. Называлась его лекция так: «Платоник: быть или не быть марионеткой богов?» Рассказываю, о чем узнала и о чем подумала.
«Весь мир — театр». Это метафора Шекспира или уже штамп? Который использовали так часто, что от него осталась лишь красивая оболочка.
«Я предпочитаю писать необыкновенно об обыкновенных вещах, чем писать обыкновенно о необыкновенных вещах», — заметил авангардист Александр Родченко. Обыкновенной может стать и цитата Шекспира, если писать и говорить о ней соответствующе. А если наоборот? Как раз об этом лекция философа Андрея Макарова.
Лекция Андрея Макарова «Платоник: быть или не быть марионеткой богов?»
Акт первый. «Весь мир — театр, но труппа никуда не годится»
«Весь мир — театр». Или игра. Начнем с того, что мысль Шекспира вторична. Этому учил еще древнегреческий философ Платон. В своих поздних сочинениях он писал, что люди — это куклы или марионетки во власти богов. Платон считал, что красиво все то, за чем стоят гармония и порядок. И устанавливают этот порядок, конечно, не люди. Не политики, не поэты и даже не философы. А боги. Они играют нами как куклами, дергая за разные нити.

Красив тот, кто умеет играть. У плохих кукол все время что-то скрипит. Боги дергают их за нити, но они сопротивляются. Вместо прекрасной игры выходят невротические подергивания.
«У Достоевского “красота спасет мир”. Но не спасет, а сделает его приемлемым для жизни. Мир погиб сразу после грехопадения. Или вы еще на что-то надеетесь?», — говорит нам Андрей Макаров.
Эта мысль, как и цитата Шекспира, кажется настолько привычной и усвоенной нами уже непонятно где и когда. Но такой вопрос выводит из равновесия. Выходит, что и библейское слово может вызывать чувства, только когда его избавляют от окружения затертых смыслов. Это удается сделать Макарову. Рассказывая об учении Платона, напоминая о грехопадении и показывая комичность человека, философ нажимает на паузу и говорит: вот, полюбуйтесь со стороны, как выглядит ваша жизнь. И это жутко смешно.

Макаров продолжает. Думаете, что вы не такой, как все? Видимо, вы просто не общаетесь с людьми. Послушайте Платона и не будьте «нетакусиком». Зачем вы так стремитесь к богатству, когда вами явно занялась прекрасная Афродита? Хватит упрямства, лучше разберитесь в правилах уготованной вам игры.

Его лекция больше напоминает «философский стендап»: безжалостный к аудитории и до слез смешной. Кстати, жанр «стендапа» тоже придумали древние греки. Впрочем, это можно сказать и обо всей европейской философии.
Акт второй. «Хотели стать космонавтами, но стали грустненькими»
Однако Платон не исключает идею индивидуальности. Некоторые люди могут освободиться и оборвать все нити, кроме одной — золотой. Она отвечает за рефлексию, то есть способность увидеть собственные действия и слова со стороны.

«Есть люди телесные, душевные и духовные. Телесных людей видно сразу. Они любят заниматься фитнесом и хорошо выглядят. Но они не могут открепиться от тела, а значит, и освободиться. Душевные могут открепиться от тела. Они все время что-то читают, смотрят и много думают. Слушают душещипательную музыку и любят подавать нищим. Годам к 35 у них все запутывается окончательно. Как говорится, не мы такие — жизнь такая. Хотел стать космонавтом, а стал грустненьким. Люди духовные в гробу видели и то и другое. Они, конечно, могут и в фитнес-зал сходить, и книжку прочитать. Но не это главное. А способность видеть, что ты кукла.

Люди душевные могут задаться вопросом: нафиг я хожу на работу? И, увидев свою кукольность со стороны, расстраиваются. Люди духовные тоже задаются этим вопросом. Но они не расстраиваются, они понимают, что это правила игры»
, — говорит Андрей Макаров.

Если переходить на язык геймеров, то гением можно назвать человека, которому удалось найти чит-коды от этой игры. Не являясь разработчиком игры, он становится с ним практически на один уровень. Таким человеком, безусловно, был Леонардо да Винчи.
Акт третий. «Улыбайтесь, господа, улыбайтесь!»
Сам Платон не знает, для чего боги создали кукол: для забавы или с серьезной целью? Но пишет, что, будучи куклой, лучше все-таки петь, веселиться и водить хороводы.
Фрагмент «Афинской школы» Рафаэля Санти. 
В его «Законах» есть такая загадочная фраза: «Я утверждаю, что в серьезных делах надо быть серьезным, а в несерьезных — не надо». Что это значит? Если вы все время серьезны или, наоборот, все время смеетесь, то вы игрок низкого уровня.
Тут вспоминается эссе «Ирония» Александра Блока, написанное в 1908 году: «Мы видим всегда и всюду — то лица, скованные серьезностью, не умеющие улыбаться, то лица — судорожно дергающиеся от внутреннего смеха, который готов затопить всю душу человеческую, все благие ее порывы, смести человека, уничтожить его; мы видим людей, одержимых разлагающим смехом, в котором топят они, как в водке, свою радость и свое отчаянье, себя и близких своих, свое творчество, свою жизнь и, наконец, свою смерть».

Нет плохих пространств и плохих времен, есть несерьезные. Выйти из жестких социальных рамок помогут уместный смех и философия. Они «рассерьезнивают» ситуацию — позволяют увидеть ее со стороны и определить игру, в которой вы находитесь.

В этом смысле Андрей Макаров не зря называет себя практикующим философом. Его лекция — пример такого «рассерьезнивания».

Комментарии:

Вы должны Войти или Зарегистрироваться чтобы оставлять комментарии...