Наверх
Репортажи

"Морские цыгане"

Поход на бриге La Grace по Западному Средиземноморью с 25 марта по 9 апреля 2017 года
24.04.2017
Бортовой журнал
Общий маршрут: 
Cagliari (Сардиния, Италия) - Archipiélago de Cabrera (Испания) – Palma – Portocolom - Porto Cristo – Maó - Ciutadella de Menorca - Badia de Pollença - Port de Sóller – Palma. 
Общий путь – 600 nm
Немного о нашем корабле: Первый и единственный чешский бриг приватир под командованием Августина Хермана. Проводил успешные рейды в Средиземном и Карибском морях и Атлантике. Главной целью были торговые маршруты. Конструктором "La Grace" был, шведский вице-адмирал и конструктор Федерик Чапман. В 1768 году корабль был спущен на воду. Его конструктивная особенность высокая мореходность в условиях большой воды и легкость управления, малая осадка позволяла действовать среди небольших островов и шхер. Скорость и маневренность вот главное достоинство любого приватира. Для большей мореходности 24 орудия разместили только на верхней палубе и уменьшили калибр. Сейчас их намного меньше. Закончив службу капером у голландской Вест-Индской компании, Августин Херман стал пиратом и сколотил неплохое состояние на продаже табака в Америку
День 1.
25 марта, суббота. Прибытие в Кальяри.
День 2.
26 марта, воскресенье. Подъем на борт.
День 3.
27 марта, понедельник. Выход в море. 
После длительной подготовки в Москве наша команда под предводительством Максима Рагнара, в ночь на субботу  добралась до Кальяри, древней столицы Сардинского королевства. Город хоть и несколько обшарпан, как многие другие города южной и островной Италии, но в отличии от Неаполя, имеет свой собственный шарм. Мне лично всегда интересно посещать города, которые имеют более длительную историю чем Россия, и которые при этом самобытны и непохожи на другие (т.е, не являются туристическими центрами). Кальяри именно таков. Город основан 800 лет до н.э. финикийцами. И кого там дальше не было – и карфагеняне, и римляне, и византийцы, и арагонцы, и австрийцы. Удачное расположение на морском перекрестке и защищённая бухта обеспечивали рост и процветание города. До наших дней дошли соборы, церкви и часть ранее масштабнейших укреплений города. Кальяри сильно досталось от американских ВВС в годы Великой Отечественной Войны, но общая городская картина не светит бетоном и неоном. Сами кальярцы-сардинцы добродушный, веселый и гостеприимный народ. И как они говорят – «Во всем виноваты итальянцы, мы же не они, мы сардинцы!». Даешь Сардинскую Народную Республику!
Рядом с нашим хостелом, на площади Piazza S. Sepolcro была ежевечерняя тусовка кальярской молодежи, которые приняли наше (а нас то, на секундочку, 29 русских + 1 чех) соседство с радушием. Разговаривали, пили, пели. Расстались друзьями.
А вот вы спросите – а как же так вышло что мы знаем о ежевечерних тусовках молодежи, если мы ехали на корабль? И я расскажу – корабль был арестован тунисскими властями) Дело в том что сам Ла Грейс стоял в Тунисе на ремонте, в городе Келибия. Один из европейцев, участвовавших в ремонте, сфотографировал какую-то местную металлоконструкцию, которая оказал ключевой позицией в системе обороны страны. Сразу набежали контрразведчики-арабы в белых рубашках и начались аресты и обыски в лучших традициях древней пиратской земли) Кораблю все же удалось вырваться из берберийского плена, но мы ждали его 1,5 суток на гостеприимной сардинской земле. Жили мы в хостеле Марина. Марина не та, которая с Лиговки, а та что гавань с кораблями и якорями.
Потеряли в ходе гулянки Монгола. Нашли его с утра работники хостела и спросили у нас, наша ли штучка валяется на четвертом этаже)))) На всякий случай сказали, что наша. А лучше ка я расскажу всю правду про Монгола:
Итак, вообразите себе темную итальянскую ночь. Цикады, пальмы, порт. Именно туда и направился Монгол, решив оторваться от засыпающего коллектива. Придя в порт, он увидел двух чаровниц. Одна из них была из Сенегала, и кожа ее была такова что ее извергла сама преисподняя. Вторая же была из Китая, и пахла она опиумом и дешевой граппой. Дима присоседился, естественно, к сенегалке. Как русскому человеку, не чужда ему была сегрегация.
И тут звон! Скандал! Негры! Из подворотни выскочила группа разбора! Монгол понял, что надо спасать самое ценное, то есть загранпаспорт. Забросив сухарку на пальму и закричав "Сарынь на кичку", Димка бросился в воды Гавани Кальяри. Переплыв залив и убедившись в безопасности, Монгол вернулся в хостел. Забыв номер аудитории, он решил занять центральную позицию, где его завсегда найдут. Что и произошло. Сухарку с паспортом выкупили за золото с утра на блошином рынке. Старый араб пытался заломить с нас две сотни дублонов, но после убеждения отдал задешево.
С утра в воскресенье нашли в Кальяри ресторан киргизской кухни! Ситуация с пельменями резко улучшилась)) А вот во второй половине дня корабль пришел!!! Молодая часть коллектива занялась изучением матчасти.
Корабль пришел только с ремонта и на нем была целая масса недоделок, которые исправляли на протяжении всех двух недель похода. В частности, не был установлен утлегарь, не поставлены кливер, фор-стаксель и трисель. Палуба была замызгана краской, а пушки так вообще находились в аховом состоянии. Не были обтянуты ванты. В общем – фронт работ был более чем!
Кроме того, шконок в кубриках на всех не хватило, поэтому часть команды, в том числе и ваш покорный слуга, были определены в гамаки, где и прожили все две недели. Очень круто, главное не вывалиться в момент заложенья в него)
Было определено расписание вахт, так как решили отойти от чешского. Теперь каждая вахта получила свой собственный жизненный цикл – 4 часа навигационной, 4 часа боцманской, 4 часа камбузной, 4 часа отдыха и вновь на новый круг. Причем сделано было так что даже камбузная вахта привлекалась к работе с парусами. Единственное время, в котором можно было отдохнуть – это собственно отдых. Хотя под конец, ввиду аховой ситуацией с пушками, и отдыхающих задействовали в работах. Руссо маринаре, что и сказать.
В понедельник с утра, набрав запас продовольствия и воды, мы наконец отправились в море. Нашей целью был обозначен остров Менорка, до которого было 250 морских миль. Казалось бы, всего ничего, каких-то 2,5 дня пути. Но реальность оказалась иной…. 
День 4.
28 марта, вторник – море
День 5.
29 марта, среда – море
День 6.
30 марта, четверг – приход днем в Archipiélago de Cabrera. Ночевка на рейде.

Я уже не могу сказать. Трое суток мы болтались между Сардинией, Майорке и Алжиром. Ветер то появлялся во всей силе, то исчезал. И вновь появлялся. Мы пытались выправить курс, но нос корабля то смотрел на Марсель, то на Алжир, а то и на Корсику. Итак, трое суток в открытом море, где нет ничего кроме волн и облаков.
В конце концов, приложив массу усилий в попытках достичь хоть какого-то берега (нашей целью была Минорка) мы сумели достичь архипелага Кабреро. Это закрытая земля, заповедник с эндемиками в виде черных ящериц. Очень тихо, красиво и тематично. Над тихой гаванью возвышается заброшенная фортеция.
Несколько отвлекаясь - это была моя мечта - хоть на несколько дней оказаться в месте где нет ничего кроме моря на все 360 градусов. И я там побывал)))»

На самом деле это было действительно здорово. Удивительное дело, после московского жизненного ритма попасть в ситуацию, где тебе абсолютно некуда пойти дальше пространства палуб 25*4 метра. Поскольку времени было навалом, а заняться абсолютно нечем, кроме как стоянием на вахтах и обсервацией довольно таки пустоватых пространств западного Средиземноморья – то все было посвящено многочисленным тренировкам и обучению. Команда, разделенная на вахты, регулярно поднималась на реи обеих мачт, по свисткам учебных тревог заступала на назначенные посты. Соответственно, все потихонечку запоминали расположение необходимых для тех или иных задач веревок. Хотя задач, по большому то счету, не много – подъем/спуск косых и прямых парусов и трисель вдобавок. Плюс к тому брасопка рей на левый/правый борт. Но веревок много и требуются, конечно, тренировки, чтобы на команду, например, «Подбрасопьте фок на левый борт» знать за что тянуть, а что отпускать.
Хотя я лично именно этот участок нашего похода считаю самым интересным и наиболее ярким, как раз про него то и рассказывать особенно нечего, сидя в Москве. Море, солнце, заполненный звездами небосвод и безумно красивые закаты и рассветы. И никого вокруг.
 
Тем временем, добрались до Архипелага Кабреро. Из-за ситуации с ветром Менорка нам не далась, но это ничего, она сдастся чуть позже. Кабреро – это очень красивые острова, утопающие в средиземноморской зелени, со скалистыми обрывами и маленькой крепостью. По преданию, ранее на острове имелся монастырь, монахи которого передумали быть монахами – и стали пиратами!)))) Разумеется, мы не могли не посетить это место. Нам зашли в красивую бухту, в которой было три домика и одна крепость. Один домик для археологов, другой для биологов, а третий – кафе-бар)))) Кроме жителей этих домиков на острове живут черные ящерицы, насколько я понял они являются символом Майорки, и куча всякой живности. Местные егеря нас сразу попросили ничего не трогать. Ну а мы и не трогали, сразу направившись на пиратский пикник, променяв на него крепость. В самом же кафе, которое мы также посетили, выяснилось, что в неизвестном направлении ушла мелкая моторика. Бой посуды не прекращался до тех пор, пока мы из него не свалили. На моем счету – два бокала Также именно в Кабреро многие из нас открыли купальный сезон 2017. Водичка, конечно, бодрила, но яркое южное солнце так и манило в воду! Ура! 
День 7.
31 марта, пятница - переход в Пальму. Стоянка в Кала Нова. Ночевка на рейде. Лекция по Англо-Голландским войнам.
День 8.
01 апреля, суббота – пешком в Пальму. Смена людей. Ночевка на рейде
День 9.
02 апреля, воскресенье – Переход в Portocolom. Ночевка на рейде.
День 10.
03 апреля, понедельник – Переход в Porto Cristo. Хороший ветер.
С утра 31 марта, в пятницу, после ночевки в бухте Кабреро, особенно не затягивая, вышли вновь в море в направлении Пальмы. Причем сразу на парусе, не задействуя двигатель. По дороге обстреляли приблизившуюся яхту))) Заканчивалась первая неделя и в субботу должна была произойти смена части экипажа. В Пальме должны были сойти с корабля двое чехов Карел и Ежи и аж пятеро наших ребят. Весельчаки супруги Петровы, душа компании Макс Кипер, поэт Леха Дубинский и абсолютный жизнелюб, недостижимый идеал третьей вахты – Илюха Туровский. Зато на борт поднимались свежие резервы Руси-матушки – семеро ребят, включая ветеранов прошлогоднего похода Жэку Борисенко и Витю Лыкова с супругой Иришей.
Сам переход прошел штатно, была хорошая погода и попутный ветер. На горизонте уже призывно загорались огни манящей Пальмы, темнела громада собора. Матросы начали обсуждать кто, что и как будет делать в городе, когда объявят спуск на берег. Фантазии зашкаливали, ведь у каждого было достаточно бумажек с надписью «Евро». А вот фиг!)))))
Корабль прошел мимо Пальмы, бросив якорь в пригороде, в бухте Кала Нова. Матросам было сказано, что схода на берег не будет. Испанцы с берега просили дать им ночь чтобы прибраться в городе, дабы встретить нас как следует. Все заметно погрустнели. Решили заняться самообразованием, и я провел лекцию по Англо-Голландским войнам. Больше ничего в тот вечер не произошло. Зато на следующий день нас спустили на берег с напутствием к 7 часам вечера вернуться на борт, когда корабль придет в Пальму. Тут все, конечно обрадовались, девчонки накрасились, и бросились грабить город. Возвращались не сильно одухотворенные, но зато повеселевшие. Вообще возвращение было эпичным. В 19 часов корабля еще не было на рейде, а он заправлялся топливом в порту, куда все и пытались пробиться. Когда-таки пробились то выяснилось, что корабль уже ушел на рейд. С набережной его было хорошо видно, он стоял метрах в 300 от берега. Но солнце уже заходило, и с борта не было видно куда высылать шлюпку. Соответственно, созванивались, подавали сигналы экранами своих айфонов чтобы шлюпка точнее подошла к набережной. Всего шлюпка сделала ходок восемь, из них шесть уже в темноте. Зато все были в сборе! Ура!
Так начиналась вторая неделя похода. Она очень сильно отличалась от первой. Первая была одним сплошным, непрекращающимся переходом в окружении морских волн и неба. Вторая же была больше каботажем из порта в порт. Ушла эпоха ночевок в штормовках на палубе вповалку, в ожидании аврала. Города менялись один за другим, я не успевал на свайке выцарапывать новые названия. Майорку обходили с юга. Сперва был Портоколом, куда пришли к ночи. Там не было ничего. Потом был Порте-Кристо, в котором был собор, супермаркет и оооочень красивые пещеры Дракона, где по подводной реке ходила шлюпка с оркестром, а с потолка свисали сталактиты. Смотрите фотки. Но в целом все городки Майорки (А побывали мы, получается, в четырех: Пальма, Портоколом, Порте-Кристо и Сольер) похожи друг на друга. Курорты, в которых и местного населения то особенно нет. К сожалению, из местных получилось пообщаться только с нашим старым товарищем Люком, да с группой испанских болельщиков в порте-кристовском пивняке. Очень жаль, особенно на контрасте с добродушными кальярцами.
День 11.
04 апреля, вторник – Приход на Менорку, в Маон. Дом Нельсона. Крепость Изабеллы II. Ночевка на рейде, покупка шампанского
День 12.
05 апреля, среда – переход в Ciutadella de Menorca. Закупка продовольствия. Переход в Badia de Pollença. Лекция от капитана. Ночная уборка парусов. Ночевка на рейде.
День 13.
06 апреля, четверг – Переход в Port de Sóller. Поштормило. Ночевка на рейде.
День 14.
07 апреля, пятница – Переход в Пальму. Штиль. Спектакль Ансамбля имени И. Туровского. Ночевка на рейде.
День 15.
08 апреля, суббота – Сход с корабля.
Из Порте-Кристо вышли в ночь на Менорку. Дул очень хороший, свежий ветер, который нам был прямо в масть. Шли на всех парусах и на хорошей скорости. К рассвету вошли в бухту города Маон. Город Маон носит свое имя в честь брата того самого Ганнибала, Магона! Бухта с островками длинная, извилистая и очень хорошо укрепленная. На обоих сторонах бухты и на всех островах стоят могучие укрепления (сейчас преимущественно второй половины 19 века). Во время Наполеоновских войн в городе губернатором был сам Адмирал Нельсон. Сохранился его старый особняк, куда мы и направились. Дом в хорошем состоянии, но находится в частных руках. Добрейший человек, работающий в нем, провел нам маленькую экскурсию. Интересная судьба у это человека. Он родился в Найроби, после падения колониального режима бежал в Германию, а сейчас живет в доме самого Нельсона! Спасибо тебе большое, человечище. Кроме того, он сказал, что в этом доме Нельсон скорее всего все же не жил, а лишь частенько бывал, будучи губернатором острова. После посещения дома мы пошли пешком в одну из крепостей Маона, фортецию Изабеллы Второй. Крепость как крепость, ничего особенного. Правда, хорошо сохранились подземные помещения, да и виды хорошие) 
Ночевали вновь на рейде, предварительно по просьбе старпома накупив в городе шампанского в невероятных количествах) Ну а с утра опять подняли паруса, зашли за продуктами в главный город Менорки, в Цитаделла де Менорка. В город нас, правда, опять не пустили) Зато приступили к чистке пушек. Вот это было мероприятие…. Пушек было всего восемь, но зато запомнились они всем надолго. Чистили их до самого прихода в Пальму, то пять дней всего. Морскую ржавчину от металлических частей лафета отбивали молотками, лафеты и стволы орудий очищали от налета и перекрашивали. Шик, а не мероприятие)))) Заодно поперетаскивали балласт с носа на корму. Балласт в нашем случае – это стальные чушки весом килограмм по 40.
Когда капитан вернулся из города то вновь на паруса и назад, на Майорку. По пути сам капитан провел для нас лекцию по морской навигации. Он показывал, как обращаться с лагом, октантом, секстантом и Посохом Святого Иакова. Очень интересно и познавательно! На Майорку пришли ночью и, собрав паруса, обнаружили себя в красивейшей бухте Badia de Pollença (не знаю, как это читается))) Фотки, конечно, красоты места не передадут, так что постарайтесь там побывать. Это в северо-восточной стороне Майорки. Ну а с утра – вновь на паруса, некоторое волнение на море и вновь ночевка на рейде, на этот раз в городе Сольер. Ну и, соответственно, крайний переход в Пальму.
Но в Пальме все не закончилось! Дело в том, что мы, силами Третьей Вахты и сочувствующих, всю дорогу готовили представление по мотивам немецких стихов времен Тридцатилетней войны в переводе Л. Гинзбурга! И мы-таки закатили его с большим успехом в последний день, ввиду всей Пальмы, на фоне собора под смех и улюлюканье товарищей!
Ну а на следующий день было схождение с корабля, прощание и дорога домой… Но мы еще вернемся!

Над статьей трудились Корнев Всеволод и Краснова Полина.

Комментарии:

Вы должны Войти или Зарегистрироваться чтобы оставлять комментарии...