Наверх
Обзоры

Как медиа меняют жизнь в городах

Катя Гросс, редакция Include
20.12.2016
Становление новой России сопровождалось появлением альтернативных СМИ. Сначала в столицах, потом в регионах стали зарождаться альтернативы «Комсомольской правде», «Вечернему Петербургу» и другим аналогичным медиа. В конце девяностых в России появился журнал «Афиша». Редакция формировала другую повестку и создавала другое общество. Юрий Сапрыкин, журналист, чьё имя безотрывно связано с проектом, рассказал о влиянии медиа на город и о предпосылках к изменению в будущем.

Петербургская программа «Креативные практики», имеющая цель – обмен опытом активистов и исследование факторов развития креативной индустрии в России – проводит цикл лекций. Лекция Сапрыкина заключительная в этом году. Делимся, пересказываем.
Начало нулевых

Городская жизнь меняется. Меняется, потому что появляется новая группа людей, объединенных общим настроением и новыми запросами. Роль медиа в этом процессе — поймать эти настроения.

2001 год. Жизнь в России становится более менее стабильной. Можно начать жить и обустраивать города.

Люди ездят в Европу, по миру, и замечают нехватку каких-то вещей или городских институций в российских городах. Так, в массовом порядке стали появляться кофейни, маленькие книжные магазины, бары, магазин IKEA и так далее.
Именно на этом этапе развития и эйфории у городских жителей появился журнал «Афиша». Одним из первых материалов стал обзор кофеен.
Люди ездят в Европу, по миру, и замечают нехватку каких-то вещей или городских институций в российских городах. Так, в массовом порядке стали появляться кофейни, маленькие книжные магазины, бары, магазин IKEA и так далее.
— Лес.медиа
— les.media
За лето 2016 года в Казани открылось 15 новых заведений: Вино и Кухня, Нефть, Марусовка и другие.
В то время в Москве их было две или три. Впервые можно было порассуждать о том, какой кофе существует. Люди узнали, что в кафе можно просто сидеть, пить кофе и больше ничего не заказывать. Это всё требовало объяснения. Стали появляться другие вопросы, если кофейни завели, а что еще нужно для счастья и чего не хватает? Этим вопросом задавалась «Афиша» и городские медиа вообще.
В 2002 журнал делал материал на тему «Чего не хватает в Москве?». Последним пунктом из списка было «море». Москвичам не повезло в этом вопросе
2006 год. Алчность
Проходит время, и появляются новые настроения и люди, которые меняют города под себя. В это время Россия открывает для себя вкус больших денег. Растут цены на нефть. Появляются люди со сверхдоходами. Появляется желание демонстрировать это. Показывать статусные вещи, предметы, которые бы вызывали зависть у окружающих.
Элитным и дорогим местом «казанской рублевки» считается клуб «Вода»
В это время в Москве открывается клуб «Дягелев» (Основатели клуба Алексей Горобий и Синиша Лазаревич тем самым создали новый гламурный образ Москвы. — прим. ред.). В это же время появляются главные книги Москвы: «Духлесс» Минаева и «Casual» Оксаны Робских. Это время пускания пыли в глаза, прозябания жизни в ночных клубах, что влияло на городскую среду и медиа. Издания «Большой город» и питерская «Собака» выступили исследователями в вопросе изучения нового горожанина. Журнал «Собака» – глянцево, «БГ» – журналистски пытались описать эту жизнь.
                                            2011 год. Комфорт
Большие деньги — не самое главное. Машины и большие дома не приносят счастье. Акцент на удобство. Удобство не в том, чтобы ездить на самой дорогой машине или есть в ресторане «Пушкин». Довольство в езде на велосипеде и в дешевой уличной еде. Или попивать коктейль, сидя на лужайке в парке или в правильно потрепанном баре. Потому что все должно быть «правильным». Понимать, что правильно, а что неправильно — и есть настоящая крутизна.
— Лес.медиа
Понимать, что правильно, а что неправильно — и есть настоящая крутизна.
— les.media
«Циферблат» — одно из уютнейших и комфортных мест города. Первый Ц в Казани открылся в 2014 году.
The Village становится путеводителем к новому восприятию города. Если для «Афиши» 2001 года главным жанром была написанная с умным видом рецензия, для БГ — очерк нравов, для Village — инструкция. («Как создать необычный парк: 5 советов архитектора», «5 советов российским предпринимателям», – прим.ред). В Москве в этот момент происходит соединение новой мечты о жизни в городах и власти, которая хочет что-то сделать с городскими пространствами. ( В 2010 году мэром Москвы Становится Собянин, после чего в столице начинаются масштабные перемены по улучшению города. – прим. ред.).

Точкой соединения становится институт «Стрелка», который создан выходцами из «Афиши» и занимается преподаванием новых урбанистических дисциплин, снабжает готовыми рецептами по преобразованию города новую мэрию.

Подобную картину можно наблюдать и в столице Татарстана. В 2015 году перед предвыборной гонкой президент начинает преобразование городской среды не без помощи московских коллег. Так город узнал Наталию Фишман (помощник президента РТ – прим. ред.), которая занималась благоустройством парков и скверов, а позже — развитием водоохранных зон. В это же время в республике запускается новое медиа «Инде». Удачный московский опыт активно применяется и развивается в Татарстане.
— Лес.медиа
Точкой соединения становится институт «Стрелка», который создан выходцами из «Афиши» и занимается преподаванием новых урбанистических дисциплин, снабжает готовыми рецептами по преобразованию города новую мэрию.
— les.media
2016 год. Фрустрация
Сейчас нет такого издания, которое бы диктовало повестку, как это делалось раньше. Да, в городах стали появляться аналоги The Village, в Самаре это «Большая деревня» (в декабре бывший главный редактор самарского издания Татьяна Симакова возглавила московский The Village – прим. ред.). В Воронеже – «Downtown», в Новосибирске – «Сиб.фм», в Петербурге – «Бумага». Но то, как меняются города в настоящее время, никаким изданием не поймано.
Яркое проявление эскапизма в наши дни – дауншифтинг, радикальная смена карьеры и отказ от больших доходов
Мечты о жизни в Нью-Йорке или Лондоне, где, как казалось раньше, могут оценить российские таланты, сейчас не работают.
2016 год – время, когда впервые за пятнадцать лет стало понятно, что жизнь в ближайшие годы не станет лучше, не станет разнообразнее. В лучшем случае всё будет также, а в худшем – неизвестно.+

Мечты о жизни в Нью-Йорке или Лондоне, где, как казалось раньше, могут оценить российские таланты, сейчас не работают.

Становится ясно, что и там жизнь не идеальна. Эти настроения вызывают фрустрацию и вопросы о самореализации. И отчасти это связано с наступлением нового мира высоких технологий.

По мнения Юрия Сапрыкина, идеи, которые сейчас могут спасти нас от фрустрации, это – эскапизм, простые вещи, образование, ручной труд и принятие. Рейв в 72 часа, минималистичные кафе, беспрерывное образование вне государственных университетов, стремление к ручному труду и принятие собственной идентичности и уникальности. Когда же появятся новые городские СМИ, которые будут воплощать большие мечты и менять города, неизвестно.

Комментарии:

Вы должны Войти или Зарегистрироваться чтобы оставлять комментарии...