Наверх
Фотопроекты

Мануфактура

Почему фотограф и король никогда не поймут друг друга
21.02.2017
Артём Чернов, Front.Photo:

Наша новая публикация популярного фотографа, графика, эссеиста, путешественника, этнографа, краеведа, гида, преподавателя и блоггера Анзора Бухарского, вновь, как и в прошлый раз, затрагивает болезненную для всех моих коллег тему взаимного непонимания и даже конфликта интересов профессиональных фотографов и – так называемых обычных людей.

Правда, у Анзора в качестве обычного человека выступил король Марокко. Но ведь это лишь подчеркивает остроту вопроса: действительно ли каждый истинный фотограф – подсознательный враг всякого прогресса и муниципального благоустройства? И, поскольку в наше время соотношение числа обычных людей и серьезных фотографов в населении планеты сильно качнулось в пользу вторых, не следует ли уже, вообще говоря, остановить этот пресловутый прогресс
Автор, Анзор Бухарский:

Мне сразу хотелось всем показать эту серию – мою съемку из знаменитых на весь мир фесских дубилен! Но целый год после той поездки что-то меня останавливало. Не хватало крупных планов и деталей. Я жалел, что слишком мало времени отвёл на них, а кинулся на внешнюю экзотику. И даже киношность.
Общий вид дубилен в Фесе до реставрации.
Но вот, год спустя, в 2016-м, я вновь оказался в Марокко. 

Приехав в Фес, я чуть ли не побежал в старую Медину, где и находились эти знаменитые Grand tannery
Одни из ворот старой Медины в Фесе, в которой и находится GRAND TANNERY.
«Ух, теперь-то я не промахнусь! Я буду снимать осознанно и вдумчиво!» - думал я, на ходу расстегивая кофр с фотокамерой. С трепетом я перешагнул заветный порог и обомлел.

Дубильни отреставрировали. До полной неузнаваемости. 

Того знаменитого огромного пространства с красильными чанами, что я помнил и торопился снимать, больше не существовало.
Дубильни в Фесе до реставрации.
Дубильни в Фесе до реставрации.
Когда я впервые увидел в телевизоре эти дубильни, я подумал, что это исторический фильм. Про рабов, их надсмотрщиков и хозяев. C трудом укладывалось в голове, что это происходит в наше время.

Я долго мечтал хоть раз в жизни увидеть всё это вживую, и моя мечта сбылась в 2015 году, когда я впервые попал в Марокко.
Дубильни в Фесе до реставрации.
Дубильни в Фесе до реставрации.
Все производство дубилен расположено в самом центре старой Медины в Фесе. Уже на подходах к ним к иностранцам начинают приставать местные: «Welcome to Grand tannery», обещая за деньги провести внутрь. Меня провел туда Абдулла, один из бригадиров, работающих там же.
Наш проводник Абдулла. Он же – один из бригадиров в дубильне.
Дубильни в Фесе до реставрации.
Дубильни в Фесе до реставрации.
В реальности все оказалось куда грандиозней, зрелищней и насыщенней, чем в телевизоре. А ещё там стоял жуткий запах от красок и химикатов, которыми обрабатывают кожу.

Проводник нас привел на специальную смотровую площадку, откуда туристы делают тысячи одинаковых кадров в день.

- Все это очень мило, но мне нужно туда – сказал я, показав вниз.
- Зачем? Там ведь грязно, все снимают отсюда – удивился Абдулла.
Дубильни в Фесе до реставрации.
- Я уже догадался, но мне нужно снять оттуда – настоял я, и наш
провожатый неохотно провел нас вниз к самим дубильням.

Мануфактуры занимали огромную площадь с большими глиняными чанами-красильнями, в которых вымачивали настоящую кожу. Вокруг них расположились мастерские, где эту кожу разрезали, дубили и обрабатывали, до и после покраски.
Дубильни в Фесе до реставрации.
Дубильни в Фесе до реставрации.
Рабочие выглядели, как рабы на галерах в древнем Риме, в одежде, окрашенной в самые немыслимые, но приятные глазу цвета.

Весь труд был хорошо организован и разделен, как и полагается на мануфактурах: одни красили кожу в чанах, другие работали в крохотных каморках-мастерских и обрабатывали ее, третьи были заняты развеской и сушкой. Время от времени на них покрикивали бригадиры-надсмотрщики, тогда работа ускорялась, даже несмотря на палящее свысока африканское солнце.
Маленькие каморки-мастерские, где другие рабочие обрабатывают кожу для дальнейшей покраски.
Бригадиров (надсмотрщиков) видно сразу – их одежда не запачкана краской.
Дубильни в Фесе до реставрации.
На территории дубилен была даже маленькая мечеть, где работники могли помыться и молиться во время Намаза. Я сделал там внутри пару кадров, когда услышал какой-то шум снаружи.

Оказалось, на нашего проводника набросились рабочие, за то, что он провел нас внутрь и один из «неверных» – то есть я, зашел в мечеть. Напрасно Абдулла уверял их, что я – мусульманин. Рабочие с недоверием косились на мои шорты и татуировки на руках (в Исламе категорически запрещено делать на теле рисунки, а мужчины не должны ходить с оголенными коленками).
Помещение в мечети, где рабочие моются для совершения молитвы (Намаза).
Дубильни в Фесе до реставрации.
Мне ничего не оставалось, как отложить фотокамеру в кофр, сесть на землю прямо перед мечетью и начать читать главную Суру из Корана – «Фотиха»:

- Алхамдулиллах-и-Роббил Алаймин…

Шум прекратился.

-Аль Рохман-и-Рахийм…
Рабочие, которые не вмешивались в конфликт, прекратили работу, и сойдя вниз по лестнице, приблизились к нам.

- Малики Явмиддин
Ийяка Наъбуду
ва Йака Настаъин…
Дубильни в Фесе до реставрации.
Я читал с упоением. Мне внезапно стало приятно на душе от того, что я сделал неплохие кадры, побывал удивительном месте, а сейчас читаю Коран арабам в одном из самых сказочных городов мира.

Я прочел несколько сур подряд. Рабочие, включая самого Абдуллу, слушали завороженно, восхищенно переглядывались между собой, а когда я закончил, улыбаясь, хлопали меня по плечу: «Muslim, Muslim».
*****
И вот теперь главные дубильни в Фесе безвозвратно отреставрировали: дверцы мастерских сделали одинакового размера из современных материалов, стены отштукатурили, а глиняные чаны выкрасили в один цвет. 

Местные сказали, что сделали это по приказу короля Мухаммеда VI, который пришел сюда с гостями и которому, внезапно, стало стыдно за «слишком старый вид».
Старый базар в Фесе ранним утром. Лавки еще закрыты.
Мужчина собирает куски окрашенный кожи. Дубильни в Фесе до реставрации.
Я растерялся. Ощущение было такое, что меня обманули, подсунули фальшивку. Я скомандовал своим спутникам ничего не снимать и потребовал у проводника обратно наши деньги. Сейчас я жалею об этом, было неплохо показать картинки «до» и «после», как это принято в интернете. 

Чувство двоякое: с одной стороны, конечно, это очень здорово, что создали приличные условия труда, отделали современными материалами производственные помещения и т.д.

С другой стороны – фотографу там делать уже нечего, во всяком случае, в ближайшие несколько лет. Страшно подумать, а вдруг там наладят машинное производство, все механизируют и сократят рабочие места? Что потом смотреть туристам? Нет, даже не так – что фотографировать? Прав был тысячу раз выдающийся фотограф Валерий Щеколдин, когда обмолвился «Чем хуже жизнь – тем лучше фотография».
Понятно, что увидев безжизненное Grand tannery, я кинулся искать в Фесе хоть что-нибудь похожее...
Маленькая мануфактура, тоже специализируется на коже, но куда ей до GRAND TANNERY...
Маленькая мануфактура, тоже специализируется на коже.
Но ничего даже отдаленно напоминающего это место я не нашел, только мелкие семейные кооперативчики, тоже специализирующиеся на коже.
Маленькая мануфактура, тоже специализируется на коже.
Маленькая мануфактура, тоже специализируется на коже.
Маленькая мануфактура, тоже специализируется на коже.
Ведь тут почти весь базар забит продукцией из кожи – обувью, сумками, головными уборами и сувенирами.
Об авторе фотографий:

Анзор Бухарский - фотограф-документалист, фрилансер. Сотрудничает роялти-фри с ИТАР-ТАСС.
Преподавал стрит-фотографию в фотошколе «Среда» (Москва).
Проводит мастер-классы по документальной и стрит-фотографии в Узбекистане, России и т.д.
Персональные выставки были в Москве, Новосибирске, Барнауле, Кирове, Южно-Сахалинске, Хабаровске.

FB-аккаунт Анзора Бухарского.
© 2017 All Rights Reserved
Фотографии и текст: Анзор Бухарский, Front.Photo.
Перепечатка и перепубликация этой и других публикаций Front.Photo в печатных изданиях или на страницах интернет-сайтов разрешается только с письменного разрешения редакции Front.Photo.

Комментарии:

Вы должны Войти или Зарегистрироваться чтобы оставлять комментарии...