Наверх
Из архива

Дети "Надежды"

У садку закопав я з нуклидами сыновы цацки…
26.04.2017
В реабилитационно-оздоровительный центр «Надежда» 22 года приезжают дети  —  жертвы взрослой ошибки тридцатилетней давности. Ошибки, которая случилась 26 апреля 1986 года.
Данила и Лёша приехали из посёлка Новоельня (Гродненская область, население 2752 человека).
— Что вы знаете про аварию на Чернобыльской АЭС?
— Это была очень страшная авария и именно из-за неё мы здесь. На нашей земле — остатки радиации и нас увозят на оздоровление, чтобы выводить все эти вредные вещества из организма.
— Что нужно делать, чтобы такой аварии больше не повторилось?
— Нужно строить более качественные станции, чтобы можно было изолировать общество и сразу накрыть это всё.
— А можно без атомных станций можно обойтись?
— Без атомных станций плохо будет в мире, потому что эти станции очень много электроэнергии вырабатывают. В основном на атомных станциях держится экономика в мире.
Белорусско-германское совместное общество с ограниченной ответственностью Детский реабилитационно-оздоровительный центр “Надежда” (Республика Беларусь, Минская область, Вилейский район). Создан в 1992 году для санаторно-курортного лечения и оздоровления детей, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Сегодня Центр одновременно принимает 310 детей от 6 до 17 лет во время учебного года и около 450 летом.
Учредители “Надежды”: Республиканское социально-экологическое общественное объединение “Живое партнёрство” (Минск); благотворительный фонд “Лебен нах Чернобыль” (г. Франкфурт-на-Майне); организация “Меннерарбайт” Евангелической церкви Германии (г. Ганновер); объединение “Социальная служба евангелических мужчин” (г. Шверте). Постоянный партнёр Центра — Чернобыльский детский фонд Японии (г. Токио).
“Наша главная задача — не только укрепить здоровье ребёнка, но и помочь ему понять собственную степень ответственности о своём здоровье”, —Макушинский Вячеслав Григорьевич, бессменный директор центра “Надежда”. По его руководством за 22 года Центр принял больше 80 тысяч детей.
Слово Вячеславу Григорьевичу:

— Центр «Надежда» был официально открыт 24 сентября 1994 года. Мы стали принимать детей с территорий, загрязнённых радионуклидами. Первые годы к нам приезжали почти на два месяца. Сейчас продолжительность смены  —  24 дня. 14 смен в году. 320 человек в одну смену.
«Надежда» — не просто дом отдыха или санаторий. К нам приезжают дети, оперированные по поводу рака щитовидной железы, имеющие другие онкологические заболевания. Дети с сахарным диабетом. Дети с ограниченными возможностями. Дети из социально неблагополучных семей.
Таких детей у нас  —  около 70%. В Республике Беларусь принят закон о социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС. Это очень важный шаг, который и позволяет вот уже больше 20 лет обеспечивать санаторно-курортное лечение и оздоровление детей, проживающих на загрязнённых территориях. Оставшиеся 30% — это дети, которые приезжают к нам более чем из 12 стран в рамках партнёрских проектов и дети, которых мы принимаем в рамках наших собственных образовательно-оздоровительных программ: школы лидерства, углублённого изучения английского и немецкого языков, школа выживания и т.д.
Перемена
В Белоруссии по инициативе государства создано 8 реабилитационных центров. «Надежда» — девятая, частно-государственная организация.
За 22 года в проект «Надежда XXI век» вложено порядка 21 миллиона евро! Из них около 9,5 миллиона — пожертвования частных лиц, фондов разных стран. Больше половины средств внесло правительство Республики Беларусь.
Центр продолжает активно развиваться. На фото — строительство бассейна. Если всё пойдёт по плану, уже этой осенью дети будут там заниматься.
Дети «Надежды» всё время в движении. Они разговаривают, прыгая на батуте. На переменах — все бегут на улицу. А там — качели, тарзанки, паутинки, вертушки, теннисные столы, горки…
Подпись к изображению
На плохой аппетит в «Надежде» никто не жалуется. Питание шестиразовое, «с максимальным использованием продуктов, выращенных на собственном сельскохозяйственном участке по технологиям экологического земледелия».
70–100% овощей (картофель, капуста, морковь, редис, свекла, лук, кабачки, тыква) и зелени попадает на стол со своего огорода.
Есть в «Надежде» и свой фруктовый сад, ягодные кустарники. До недавнего времени даже пасека была.
Директор «Надежды», Макушинский Вячеслав Григорьевич
Конечно, мы — педагоги, часто говорим о том, что случилось 26 апреля, 1986 года. Говорим между собой. Рассказываем детям. Даже сейчас не все, кто живёт на загрязнённых территориях, ясно представляют себе, что же произошло тогда, 30 лет назад.
К нам приезжают очень разные дети. Некоторые их них неизлечимо больны. Но мы никогда не говорим, даже между собой, «жертва Чернобыльской катастрофы». Так уж судьба распорядилась, что многие люди оказались заложниками этой ситуации. Жизнь преподнесла им первый очень непростой урок. Дети родились уже после аварии. И теперь должны научиться жить так, чтобы во-первых, сохранить своё здоровье, а во-вторых, чтобы такая катастрофа не повторилась. И наша главная задача — помочь им.

В детских лагерях часто можно услышать две жалобы: «нам нечем заняться в свободное время» и/или «у нас мало свободного времени». В «Надежде» никто не жалуется. Здесь нет «вожатых» и «пионеров». Все праздники, игры, творческие конкурсы готовят и проводят не только взрослые, но и дети.
На фото — шоу, посвящённое теме «здоровье».
Дети собирают скелет человека из «запчастей» и прямо на сцене делают пластическую операцию. Елене Малышевой и не снилось…
Перед ужином вдруг наступила зима. Красные корзинки — для второго ужина. Из столовой дети понесут в них йогурты, печенье, сок.
После ужина, перед сном — дискотека
И, конечно, медленный танец…
...
Из рекламного буклета: медицинский профиль Центра — общетерапевтический, направленный на укрепление иммунной системы и проведение противорецидивных мероприятий.
Перечень процедур, которые получают дети в Центре впечатляет: гидротерапия (лечебные ванны и души); массаж (ручной, аппаратный, подводный душ-массаж); спелеотерапия, сухая углекислая ванна; ингаляционная терапия, электро-, свето- и теплолечение; лечебная физкультура (лечебная гимнастика, механотерапия, терренкур); ароматерапия, фитотерапия (питьевое лечение фитонастоями, фитоаппликации); сауна, стоматологическая помощь, лабораторная диагностика (общеклинический и биохимический анализ крови); витаминотерапия и медикаментозное лечение.
Ещё один способ укрепить здоровье — спорт. В «Надежде» дети играют в футбол, воллейбол, баскетбол, настольный теннис. Летом катаются на велосипедах, зимой — на лыжах.
Летом в километре от Центра, на берегу Вилейского водохранилища работает летний лагерь «Родник». Кроме стандартных для любого лагеря развлечений (футбол, волейбол, купание), в «Роднике» дети участвуют в необычных образовательных программах: «Школа выживания», «Паркур», «По следам Робинзона», «Лесной воин», «Следопыт», «Тропой здоровья», «Остров приключений».
На крыше дровяного склада котельной установлен самый мощный в Белоруссии вакуумный солнечный коллектор. Состоит из 45 секций, площадью 2,8 м2 каждая, общая площадь коллектора — 126 м2. Установленная мощность — 91,5 кВт.
«Надежда» расположена в уникальном, экологически чистом месте с очень низким естественным радиационным фоном, всего 4,6 мкР/час. Создание экологически чистой материальной базы в экологически чистой природной среде — принципиально важны момент в работе Центра.
Энергосберегающие технологии, раздельный сбор отходов давно и прочно заняли свои места в Центре.
Первый плоский солнечный коллектор был установлен на здании столовой ещё в 2004 году. С его помощью осуществляется предварительный нагрев воды для нужд столовой. Коллектор состоит из четырёх секций общей площадью 9,6 м2. Установленная мощность коллектора — 8 кВт.
На сегодняшний день «Надежда» на 100% обеспечивает себя тепловой энергией за счёт возобновляемых источников энергии (ВИЭ): дрова, щепа, солнечная энергия.
Потребности Цента велики  —  больше 25 зданий на площади 12,3 га земли, 220 сотрудников, 8,5 тысяч отдыхающих в год. использование ВИЭ не только экологично, но и экономически выгодно. Без использования ВИЭ (дровяного котла и солнечных коллекторов) «Надежда» тратила бы на жидкое топливо до 65000 евро в год!
Сегодня «Надежда» потребляет 675 тысяч кВт часов электрической энергии в год. В планах  —  100% обеспечение электроэнергией за счёт ВИЭ.
В сентябре 2016 года на этом поле должно было начаться строительство фотоэлектрической станции мощностью 600 кВт.
Детский центр «Надежда» — демонстрационная зона высокой энергоэффективности. Кроме использования ВИЭ и энергоэффективных технологий Центр внедрил систему экологического менеджмента по международным стандартам EMAS. Эти стандарты включают в себя не только строгий контроль расходов топливно-энергетических ресурсов, но и образовательную работу с детьми и взрослыми.
Владимир Ефимович Ценунин, человек-легенда…Мастер на все руки, музыкант, поэт, в прошлом — учитель истории Центра «Надежда».
Жизнь Владимира Ефимовича и его семьи буквальна закольцована вокруг «Надежды». Он сам проработал здесь много лет. Его дочь Елена встретила в «Надежде» Руслана — своего будущего мужа. А его внучка — Стефания родилась 24 сентября, в день рождения «Надежды».
“Задымила земля той весною чернобыльским пылом…”, — поёт Владимир Ценунин песню собственного сочинения.
И рассказывает:

— В 1986 году мы жили в Кричевском районе Могилёвской области. Мы с женой работали в школе. Я преподавал историю, Светлана — математику. Моей дочке Елене было 6 лет, сыну Дмитрию 4 года.
Всё было как всегда, дети бегали во дворе, радовались теплу.
А 1 мая прошёл дождь, после которого по краям луж появилась какая-то странная жёлтая оторочка. Тогда нам сказали, что это пыльца одуванчиков. И мы поверили. Правда во рту постоянно был привкус ржавого железа. Мы не знали что произошло, Ни по радио, ни по телевизору не говорили об аварии.
1 мая, после демонстрации я пошёл на рыбалку. Пришёл на берег любимой Жуковки, где знал окунёвые места, размотал удочки. Только вот странность какая: крупные окуни неподвижно стояли у поверхности воды, не обращая на меня и на наживку никакого внимания.
Только 3 мая нам рассказали про аварию. Но успокоили: ничего страшного, до станции 180 км, радиация до нас не дошла и не дойдёт. И мы снова поверили.
В конце лета массово стали болеть дети. У них увеличились лимфатические узлы, поднималась температура. Думали, что это эпидемия какого-то странного гриппа. Но болезнь не проходила. Врачи ставили всем один диагноз — лимфаденит.
В 1989 году в нашей школе прошла очередная медицинская проверка. Лимфаденит не был выявлен только у двух учеником — они недавно приехали в нашу деревню. После проверки врач отозвал меня в сторону и сказал: у тебя маленькие дети. Хочешь дождаться внуков — собирайся и уезжай. Только никому про то, что я тебе сказал, не говори. Конечно, я не смолчал и рассказал об этом разговоре…
С осени мы с женой начали писать писать письма во все концы СССР. Получили около 50 ответов с приглашением на работу из разных мест. Я объехал их все. От Калининграда до Волги. И в августе 1990 года мы приехали в Беловежскую пущу, в деревню Попелёво Пружанского района.
Через год распался Союз, началась неразбериха. В газете я увидел объявление о конкурсном отборе педагогов в детский центр «Надежда». Здесь мы отработали с женой почти 20 лет…
Выросли и выучились наши дети. Дочь Елена проходила педпрактику в «Надежде», где познакомилась с будущим мужем — Русланом. Он сопровождал детскую группу. Женился и сын Дмитрий. Когда в его семье ожидали первенца, выяснилось, что у жены — рак щитовидной железы. Стоял вопрос о рождении ребёнка. Рискнули. Сейчас внучка Карина учится в 4 классе, к неё есть маленький братик — Кирилл.
«Надежда» — наша работа, наша судьба, наша жизнь. Это наше окно в будущее. Не случайно наша младшая внучка Стефания родилась в день рождения Центра.

“Нас немало таких, кто батьковскую хату покинул…”
Руслан: в 1986 году нас всей школой вывезли в нынешнюю Тверь. Я помню день аварии. Но…когда начинаю об этом рассказывать, у меня в горле становится ком. У вас картинка не получится.

Елена: я помню хорошо этот день. Мы тогда жили в Могилёвской области. Я отчётливо помню лужи жёлтого цвета, нам не разрешали по ним бегать. По вечерам нам родители даже по ложке вина красного давали выпить…

Владимир Ефимович: официально про аварию сказали 3 мая, но кто-то слушал “вражеские голоса”, так что уже примерно 29 апреля мы всё знали. А потом пошли эшелоны с людьми из заражённых областей. Их боялись…Потом и меня боялись, когда я переехал с семьёй в Беловежскую пущу. Смотрели как на прокажённых.

Елена: когда мы, дети ездили в лагеря или в санатории, нас называли “бобики чернобыльские”. Тяжело было. Дети с нами не водились. Мы приехали — сорок человек, вот этой группой и общались. Даже воспитатели иногда запрещали нам контактировать с другими детьми, все боялись, никакой информации не было. Мы, дети, конечно не понимали, почему от нас все шарахаются на дискотеках. Мы были как в изоляции.
P.S. Дети «Надежды», с которыми мы познакомились, через две недели уедут домой. Они вернутся в места, официально признанные зонами радиационного загрязнения. В таких зонах живут пять миллионов человек…

Комментарии:

Вы должны Войти или Зарегистрироваться чтобы оставлять комментарии...