Наверх
Из архива

Обет молчания

Аскеза продолжительностью в 18 лет
20.03.2017
Впервые с Шива-садху по имени Дигамбар Кедар Пури я встретился в 2008 году, примерно год до запланированного завершения им обета Мауна врата. К этому времени садху прибывал в молчании уже около 17 лет. Хотя среди садху-шиваитов нередко практикуются различные жесткие аскетические обычаи (как например долголетнее стояние на одной ноге или держание поднятой руки к небу), молчание продолжительностью в 18 лет – дело незаурядное даже в Индии. О практике молчания садху была издана листовка, которую он  иногда раздавал проходящим мимо паломникам и туристам.
Листовка о подробностях обета молчания.
Аскеза Дигамбару Кедар Пури давалась отнюдь не легко –  в силу его общительного, шального и даже немного задиристого характера. Садху вместе со спутником приехал на восмидневный религиозный праздник и обосновался на дешевом одеяле непосредственно около пути, по которому паломники проходили вокруг святого озера. Пилигримы, в основном приехавшие из деревень, робко и с уважением на него поглядывали, получали благословение и давали небольшие пожертвования. 

Садху был гостеприимен и щедр, и проходя мимо его временного места обитания, я иногда останавливался с ним «побеседовать». Он изъяснялся при помощи глаз, мимики и жестов, а если этого не хватало, подавал короткий свист своему попутчику, который должен был «перевести» непонятную мысль.  Аскет обычно предлагал покурить гашиш из трубки, которая передавалась по кругу, и выпить индийского чая, приготовленного на священном огне. От чая я никогда не отказывался. В конце фестиваля Садху пригласил меня на праздник завершения его аскезы, который должен был состояться через год. На прощание он подарил мне семя сандалового дерева, мы обменялись телефонами и разъехались по домам.
Садху Дигамбар Кедар Пури с попутчиком, 2008 год.
На следующий год мне не удалось съездить в Индию и присутствовть на празднике аскета. Но после завершения обета молчания он позвонил мне в Гамбург. Я пообещал, что приеду в мою любимую Индию еще раз. Поездка состоялась лишь в 2014 году. Мы встретились во время того же индуистского праздника и на том же самом месте возле пути, по которому двигались потоки паломников. Садху был в сопровождении другого спутника, да и сам он мне показался другим. Меня он не узнал. 
Садху Дигамбар Кедар Пури. 2014 год.
По словам его нового спутника с аскетом недавно случилась беда: после того как они оба собрали крупную сумму пожертвований на строительство нового храма, к ним ночью подкрались грабители и ударили садху палкой по черепу. В итоге, как говорил спутник, у садху иногда «бывает не в порядке с головой».

Когда я передал садху фотографии, он все-таки вспомнил о нашей первой встрече. Как заведено, я иногда останавливался пообщаться с ним, ведь теперь он мог пользовался голосом. Однажды он попросил меня купить дрова для костра, всего 25 кг. Я слегка удивился объему «заказа», ведь в температура воздуха днем превышала 30 градусов цельсия. Но индусы зябнут гораздо быстрее европейцев, к тому же почти непрерывно готовился чай, и я согласился. На вопрос, где же можно приобрести дрова, последовал ответ: «у торговца дров около кремационного поля». Пришлось идти за покупкой в сопровождении садху-спутника.

В эти дни проявился независимый характер аскета – он поссорился со своим спутником и тот перебрался на новое место.
Бывший спутник садху 2014 год.
Но садху по этому поводу не унывал. К нему часто заходили другие аскеты, устраивая чаепития и раскуривание по кругу трубки гашиша. 
Садху Дигамбар Кедар Пури. 2014 год.
На прощание Дигамбар Кедар Пури приготовил мне подарок. Но им оказалось не семя сандалового дерева, как в прошлый раз. 

Как обычно мы спокойно сидели с ним на покрытой одеялами завалинке. Вдруг он вскочил и закричал: «Бери фотоаппарат и снимай!»

И я едва успел сделать последний кадр.
Последний кадр. 2014 год.
© by Alex Ribowski

Комментарии:

Вы должны Войти или Зарегистрироваться чтобы оставлять комментарии...