Наверх
Фотопроекты

ДУРБАР       
   красные площади Непала



















27.06.2023
Принято считать, что главная площадь столичного города отражает культуру и историю страны. Возможно, это общее место, но мысль о Красной площади или Таймз Сквер как символах их культур наводит на непростые размышления.

В Непале титул дворцовой площади Дурбар делят три площади исторических королевств долины Катманду: нынешней столицы Катманду, Патана и Бхахтапура.

Долина Катманду, как скажут путеводители, – «колыбель» Непальской культуры. Отсюда есть пошла земля Непальская. Восемьсот лет назад в долине Катманду правила династия Малла. Царствовали они 600 лет с 12 по 18 век. Эпоху Малла называют Непальским Возрождением, потому что в этот период бурно развивались искусства и архитектура. После смерти правителя Джайайакшия Малла, его сыновья разделили королевство на три части с центрами в Кантипуре (ныне Катманду), Патане (Лалитпуре) и Бхадгаоне (ныне Бхактапуре). Братья, соперничая, строили дворцы и храмы на главных площадях своих королевств. 
С тех пор площади так и развивались в соперничестве, что способствовало им много к украшению. Все три площади – объекты Всемирного Наследия Юнеско. Часть построек разрушило время, часть пострадало от землетрясений 1934 и 2015 годов, но за годы каждая из площадей приобрела свой уникальный облик. У каждой своя судьба и своя атмосфера.
ПЛОЩАДЬ ДУРБАР В КАТМАНДУ
Центральные храмы на столичной Дубрар построены из красного кирпича с резной деревянной отделкой. Изящные и сложные по исполнению, деревянные контрфорсы с фигурками индуистских божеств подпирают многоярусные черепичные крыши. В отличие от фундаментальности каменных святынь в Патане и Бхахтапуре, Дубрар в Катманду местами изящен, местами хаотичен. Храмы в центре площади напоминают грибы выросшие из одной грибницы.
Самая запоминающаяся фигура на площади – идол Каал Байрава. Байрава – одна из разрушающих воплощений бога Шивы. Как и положено Шиве, чудовище обло, озорно и многоруко. В одной руке оно держит меч, в других – обрубки человеческих тел. На его шее – ожерелье из человеческих голов, на голове – корона из черепов.
В присутствии Байравы нельзя  врать – превратишься в пепел. Кроме детектора лжи, Байрава служит разрушителем дурной кармы. В обмен за услуги, идолопоклонники кормят Байраву бананами и кокосами, украшают цветами, жгут свечи и предлагают ему деньги.                                                                   
В архитектурной монументальности, Дурбар в Катманду недотягивает до своих сестер в Патане и Бхахтапуре. Уникальность ей предает ее эклектичность и яркость.  Ни на одной из трех площадей сакральное и земное не сочетаются так убедительно. Большая Дурбар состоит из нескольких смежных площадей; на одной идет торговля, на другой дети играют в футбол прямо у подножия священных храмов.
   
ПЛОЩАДЬ ДУРБАР в ПАТАНЕ
Древнейшее из трех королевств, Патан спланировано в форме буддистской дхармачакры («колесо закона») с четырьмя ступами по периметру города и одной в центре. Считается что Патан – самая буддистская из трех столиц, и на площади индуисткие храмы-пагоды с квадратными черепичными крышами соседствуют с круглыми буддистскими ступами.
В отличие от Дурбар в Катманду, Патанская Дурбар  представляет собой единый архитектурный ансамбль. Здесь на всем лежит отпечаток истории и традиции. 

Перед храмом Джаганараян возвышается колонна в честь короля Йогедры. По легенде, горюя о смерти сына, король отрекся от престола и стал отшельником. Йогендра пообещал скорбящим подданным, что вернется, когда совершатся сразу несколько чудес. Золотая птичка на голове кобры, венчающей колонну, должна улететь, а слоны у подножия храма Вишванат спуститься и испить воды из фонтана Манга Хити. 
Фонтан Манга Хити состоит из трех желобов в виде крокодилов из резного камня и литья. По принципу матрешки, из пасти крокодилов торчат хищные рыбы, а из рыб проглоченные ими рыбки поменьше. В жару ложбина с фонтанами – самое популярное место на площади. 
Королевский дворец в Патане – самый древний из дворцов трех королевств. Похожие на средневековые клуатры, его кружевные каменные дворики-чоки, прохладны даже в жару. В центре двориков расположены фонтаны, один прекраснее другого.

Землетрясение 2015 года нанесло казалось бы непоправимый ущерб архитектурному ансамблю площади. Многие храмы и святилища были разрушены до основания. Все годы после трагедии над восстановлением площади работают лучшие архитекторы страны, плотники, каменщики и волонтеры. Об этих людях и этапах реставрации рассказывает фотоэкспозиция на лесах все еще продолжающейся стройки.
Коренной этнос долины Катманду, Невари, устраивают на площади свои праздничные церемонии. Мужчин Невари можно опознать по пилоткам топи. Женщины в сари с черно-красной отделкой, танцуют традиционные танцы.  
Праздники в Непале 120 дней в году. Праздник жизни Джанку отмечают по достижении  возраста 77 лет, 1000 месяцев, 88, 99 и 110 лет. Средняя продолжительность жизни в Непале в 2020 году составляла 68 лет для мужчин и 72 для женщин, поэтому люди 77 лет и старше – настоящие долгожители. Во время церемонии, виновника наряжают как рождественскую елку и носят по храмам в специальной карете-носилках.
Дурбар в Патане менее суетлива, чем в Катманду, но жизнь тут тоже бурлит:  обезьяноподобное божество Хануман благословляет желающих за небольшое денежное вознаграждение, мессия читает проповедь. Ну и конечно же выход с площади всегда через рынок.                                                  
ПЛОЩАДЬ ДУРБАР В БХАХТАПУРЕ
Бхактапур означает «город верующих» или «город святых.» Согласно статистике, 80 процентов Непальцев – индуисты, но, на практике, жители Непала исповедуют обе религии с одинаковым радением ….на всякий случай. 
Бхактапур – самый индуистский из трех городов, и на площади индуисткие храмы преобладают. Если на Патанской Дурбар много сравнительно небольших и изящных храмов, тут пустого пространства больше, но храмы крупнее и массивнее.
В храмы пускают только индуистов, но посетители могут сфотографироваться на храмовых ступенях. 
 Или подняться опираясь, как на перила на каменных львов и слонов, на крышу храма, откуда открывается захватывающий вид на площадь.
В отличие от Патанской Дурбар, тут скорее встретишь местных жителей, чем туристов. Здесь древние святыни вписаны в ежедневную жизнь горожан. На ступенях храмов встречаются школьники после занятий, назначают свидания, выгуливают детей или просто спят.
Исторически, Непал – кастовое общество. Одно из более безобидных проявлений кастовости – выбор Кумари. Живая богиня выбирается из двух высших буддистких каст - шакьев (в Катманду) и ваджрачарьев (в Патане и Бхактапуре). Кумари выбирают из девочек, не достигших половой зрелости, по гороскопу и тридцати двум (абсолютно не политкорректным) «признакам совершенства»: шея как морская раковина, ресницы как у коровы… В каждом из трех городов – своя Кумари. Кумари живет во дворце на площади и появляется на публике раз в день. 
Хоть Бхахтапур переводится как город верующих, известен он скорее как столица искусств, город горшечников, художников и музыкантов. В лавках и художественных галлереях на площади Дурбар можно купить изделия местных мастеров: резьбу по дереву, маски, глиняные и литые фигурки.
Художники со всего мира приезжают в Бхахтапур учиться тибетской живописи Танка. Рисунки в стиле Танка обычно иллюстрируют различные понятия и сцены из буддизма и индуизма. В основе Танка – сложная вязь из геометрических и органических форм – квадратов, треугольников, цветов и растений. 

Только с первого взгляда кажется, что три площади Дурбар похожи. На самом деле, каждая уникальна по-своему: Дурбар в Катманду пестра и эклектична, Патанская Дурбар изящна и архитектурно цельна;  Дурбар в Бхахтапуре просторна и монументальна. И все же, у трех площадей есть общая черта, обеспечившая им долголетие: несмотря на свой почтенный возраст, площади не окаменели и на них бурлит жизнь.

Снята в рамках мастер-класса Сергея Максимишина в Катманду, Непал, 2023

Комментарии:

Вы должны Войти или Зарегистрироваться чтобы оставлять комментарии...