Наверх
Фотопроекты

Джинсы вместо сари

Как модерн встречает архаику
07.10.2023
Непал — одно из самых известных направлений для любителей экзотики. Каждый год сюда приезжают сотни тысяч туристов: ради гор и приключений, за эффектными фото или просто для красивой строчки в списке посещенных стран. Но какую бы цель они ни преследовали, неизменным остается одно — Непал стал одной из главных витрин туристической Азии.

В этом есть безусловные плюсы, связанные с экономическим процветанием Непала, но есть и неочевидные минусы. Туристы едут за экзотикой и редко замечают те стороны непальской жизни, которые кажутся не столь притягательными. Гостям страны легко попасть под обаяние ярких сари, вычурной роскоши индуистских храмов, тесных интерьеров лавок и мастерских, доступных взгляду прохожих, темпа жизни Катманду. Но за колоритным фасадом не так просто разглядеть самые разнообразные уклады жизни непальцев.
В таком взгляде есть и культурная и этическая проблема. Турист превращается из гостя в того самого «Белого Господина, каким он был и 100 и 200 лет назад. Он лишает жителей страны субъектности, фиксируя лишь красивую картинку.

Люди, о которых я хочу рассказать, часто остаются незамеченными среди яркой экзотики. Они в основном молоды, они стремятся стать частью современного, глобального мира и не хотят, чтобы их воспринимали в рамках заезженных штампов и клише. Можно сказать, эти люди олицетворяют новый Непал, устремленный в вестернизированное будущее, приходящий на смену древним устоям и традиционному укладу восточной жизни. Тот Непал, каким они хотят его видеть и каким сами его создают.
Туристы в кафе на площади Буднатх
§1 Bitchuni
Если не забывать смотреть по сторонам, то, гуляя по лабиринтам Тамельских улочек, можно обнаружить затерянный в многочисленных отвилках двор, где расположилась неожиданно большая буддистская ступа, Kathesimbhu Buddhist stupa. Меланхоличные глаза Сидхартхи смотрят во все четыре стороны света: две пары глаз следят за множеством маленьких лавочек, торгующих хендикрафтом, третья смотрит на монастырь и юных монахов, постигающих азы святого учения, а четвертая вынужденно упирается в стену жилого дома. Именно там, на ступеньках под резной деревянной дверью я встретил своего первого героя, женщину с необычным именем Bitchuni. 
Буддистская монахиня ведет онлайн-трансляцию чтения мантр во дворе монастыря
Для Катманду Bitchuni не выглядит инородно, она практикующий монах, таких в столице сотни. Но необычен не сам её вид, а то, зачем она пришла на площадь под ступой в это утро и зачем приходит сюда изо дня в день. Bitchuni — стример, ведущий онлайн-трансляцию молитв и чтения мантр в социальных сетях.

Её онлайн история началась не так давно, когда эпидемия Covid накрывала страну за страной и наконец стало понятно, что нужно искать новые пути для общения с санхгой (так в буддистской традиции называется «община»).
Монах-стриммер из Катманду
Bitchuni 56 лет, свой путь в религию она начала в 22 года, когда осознала, что проживает жизнь не правильно. Тогда она нашла для себя путь просветления и, поняв, что дороги назад уже нет, она ушла в монастырь, изменив свою жизнь навсегда. Всё это она рассказывает нам, ненадолго поставив на паузу трансляцию и постоянно улыбаясь. С её слов, этот свет она теперь хочет дарить всему миру и, благодаря интернету, может это реализовать!
Новые технологии приходят и в мир традиционных религий
§2 Suman и Suraj Thapaliya (Glitters Studio)
Суман и Сураж — родные братья, ещё в детстве обнаружившие в себе страсть к музыке. Первые попытки заработать деньги на своем хобби они предприняли, когда им было 16 и 18 лет. Детское увлечение трансформировалось, ставь сначала профессией, а позже — частью жизни братьев. К 2008 году, осознав, что созданы идти именно этим путем, они основали студию аудио-продакшна Glitters, с головой уйдя в мир рекламы.

Со временем Glitters стал не только звуковым продакшном, студия разрослась до полноценного рекламного агентства, создающего весь цикл — от подбора актеров и видеосъемки до монтажа и, конечно же, озвучки. Сегодня это одна из крупнейших подобных студий в городе.
Братья Суман и Сураж Тапалия, создатели одной из крупнейших продакшн-студий Непала
Небольшой коттедж среди жилого района, аккуратная парковка перед воротами и небольшое помещение, минималистично обставленное техникой. В углу висит изображение индуистского божества, в студии звукозаписи — фигурка Будды. О том, что мы находимся в Непале, можно на время забыть. Да и сами братья не особо религиозные, «Бог — это работа», как сказал мне Сураж между делом.
Сарин Деожа, солист одной из первых рок-групп Непала
§3 Sareen Deoja и группа Monkey Temple
Ещё один мой герой, Sareen — также человек музыки. Как и у Glitters, история группы Monkey Temple — это история школьного увлечения. В 1998 году несколько друзей, выпустившись из школы, решили обогатить Непальскую музыку новой волной, разбавить классические барабаны электронными гитарами и перегруженными усилителями. 
Выступление Monkey Temple в одном из рок-клубов в Лолитпуре (окраина Катманду)
Через 4 года группа выпустила первый альбом, Black Bee in the Flower, быстро набравший популярность в стране и запустивший карьеру музыкантов. Однако, музыка для бедной страны — не лучший способ заработка и, отыграв несколько лет вместе, Monkey Temple берет творческий отпуск. 

Сарин уезжает в США на 8 лет изучать Международные отношения, но, не найдя счастья вдали от Родины, возвращается и пересобирает группу в новом составе. В 2012 новый Monkey Temple становится первым в истории непальским бэндом, чей клип выпустили MTV India
Сегодня солист живет в частном доме в престижном районе Катманду, выступает в клубах в Непале и за границей (через неделю после нашей встречи группа улетела в Австралию), собирает до 3000 человек на больших площадках и небольшие концерты на родине. 
§4 Elena Gurung
Вряд ли можно представить себе что-то более странное, чем найти в Катманду человека с привычным для Европы именем Елена, но именно это и произошло. Елена Гурунг — молодая современная девушка, живущая в пригороде Катманду и изучающая практическую психологию, чтобы, по её собственным словам, поменять мышление непальцев.
Елена в образе из популярного китайского сериала
Елена ведет канал в Instagram, записывает короткие видео, говорит о волнующих вещах, но кроме увлечения психологией, у неё есть ещё одно, не менее яркое и увлекательное.
Елена Гурунг — косплейщица.

Для Азии косплей — это что-то сродни национальному хобби, для некоторых регионов переходящему в почти религиозное увлечение. Миллионы людей по всей Юго-Восточной Азии переодеваются в костюмы любимых героев, а для тысяч из них это становится главным увлечением в жизни. Ежегодно проходят сотни конкурсов, интернет наполнен фотографиями и видео. 
В Индии и Непале нет настолько яркой традиции косплея, что во многом связано с культурными особенностями, но и сюда, вместе с глобализмом, западной (а в данном случае, скорее, восточной) культурой и кинематографом проникло новое увлечение.

Косплей-сообщество Непала совсем маленькое, всего 50 человек и те сосредоточены в основном в столице. Про яркую Елену знают все соседи да и она не стесняется показаться на улице в эксцентричном образе. А в прошлом году Елена стала инициатором и организатором проведения в Непале первого фестиваля японской кульутры.
§5 Uzu и Nisim
Увидев на улице Узу, не сразу признаешь в ней непалку. Узкие джинсы, аккуратные макияж, длинные распущенные волосы и модные аксессуары — такой образ не особо характерен для жителей страны. Узу — действительно, европейка, хотя родилась и всю жизнь прожила в Катманду. Мода и стиль для неё — часть жизни и работы. Все последние годы девушка занимается дизайном одежды. Вместе со своим коллегой и другом Нисимом она создает образы для видеоклипов, одевает исполнителей, украшает помещения.
В поисках непальской моды мы зашли в магазин современной кожи, заинтересовавшей Узу. Однако сама она с кожей не работает, предпочитая ей более тактильные материалы.
Узу плохо знает город, зато хорошо ориентируется в том, как провести вечер
Она молчалива и не любит говорить о себе, зато с удовольствием показывает любимые магазины одежды и работы, которые создает. В отличие от других героев статьи, Узу не так сильно привязана к стране и скорее мыслит себя как международного художника. Как и многие её ровесники, она мечтает уехать и посвятить себя творчеству, ну а пока посвящает себя любимому делу в родном Катманду.
§6 Jagdish Jags Bhandari (Daari Gang)
Все последние годы в Европу возвращалась мода на ношение бороды. Сам по себе факт «бородатости» вряд ли кого-то может удивить и в Непале, но долгое время борода считалась здесь синонимом запущенности, лени и деструктивности. Всё изменилось после Землятресения 2015, когда небольшая группа друзей, фанатов и носителей бороды, объединилась, чтобы помочь людям, находящимся в фрустрации после катастрофы.

Основателем и идейным вдохновителем группы Daari Gang стал Джадиш Бхандари. Он модерирует и ведет сайты сообщества, социальные сети, ещё он исследует свою страну, собирает архивы фотокарточек, содержит Youtube канал про историю Непала и готовит восхитительные чаи из трав, которые его жена собирает по всей стране.
Для Daari Gang борода стала хоть и важным, но формальным признаком, основным же они всегда считали приверженности идеалам. Друзья попытались изменить отношение общества к бородачам и сделать их частью активного общества. Уже с 2016 года «гэнги» начали активно влиять на жизнь Непала. Посиделки за чаем (алкоголь друзья не признают или не показывают это публично) переросли в помощь пострадавшим, в поездки по городам, в уборку территорий и мусора. После того, как последствий Землетрясения не осталось, они переключились на другие социально-важные программы.
Неформальная встреча Daari Gang в кафе на окраине города
Джадиш, как и другие участники Daari — образованные молодые люди разных профессий и из разных социальных групп. Кто-то содержит рестораны, кто-то преподает, а кто-то просто наслаждается жизнью, зная, что в этом большом городе он не одинок.
Джадиш — человек мира. Он исповедует индуизм, но любимым местом в городе для него является именно буддистская ступа в центре Катманду.
К переменам в культуре и образе жизни можно относиться по-разному. Кого-то эти перемены пугают и их тоже можно и нужно понять. Кто-то готов принять их, но не готов становиться их частью. Но жизнь не может стоять на месте, иначе она перестает быть жизнью. Колесо Сансары, запущенное миллионы лет назад, продолжает свои бесконечные циклы без оглядки на отношение людей к происходящему. Но мир меняют не боги и не заложенные Вселенной алгоритмы. Мир меняют люди, каждый на своем месте и в свое время. Остается лишь наблюдать и по, возможности, не оставаться в стороне.

Комментарии:

Вы должны Войти или Зарегистрироваться чтобы оставлять комментарии...