Наверх
Интервью

«В моей работе не будет карьерного потолка и не станет скучно». Александра Болдырева, Форум доноров


Как бывший пресс-атташе театра «Практика» возглавила одну из крупнейших ассоциаций в НКО-секторе, что держит ее в благотворительности и почему она не подсматривает финал в книжках.
03.02.2021
Я довольно ищущий человек, много чего попробовала в жизни. Когда я окончила школу, был 1995 год, и все мои мечты пойти в науку или в журналистику не очень были на тот момент релевантными. Наука жила без денег, и никто особо не верил, что в ближайшее время что-то изменится. С журналистикой — так как я не хотела быть пишущим человеком, а хотела быть человеком с камерой, мне сказали: девочка, ты просто камеру не удержишь. Смысл туда идти?

Школу я окончила раньше времени на год, экстерном сдала экзамены. Пошла сначала в один институт, потом в другой. Училась в аспирантуре в Институте социологии РАН. Сдала все экзамены, но защищаться не стала, потому что тема перестала быть мне интересной.

Одновременно работала на телевидении в студии звукозаписи. В аспирантуре я уже делала самостоятельные социологические и маркетинговые и исследования. В 25 лет решила начать собственный бизнес: так получилось, что сделала удачное маркетинговое исследование и стала партнером заказчика.
Александра Болдырева. Фото: Слава Замыслов/АСИ
Это был бизнес в абсолютно неожиданной области: дизайн интерьера, строительство, ремонт. В данном случае для меня не так важна была область, как возможность понять, смогу или нет. Пришлось всему учиться «с нуля». Занятно было приходить в «школу прорабов» – было такое учебное заведение. Я, конечно, сильно отличалась от своих сокурсников. Но это было необходимо, чтобы начать разговаривать на одном языке с людьми, которые меня окружали.

Сейчас ощущение, что это не со мной было, но тем не менее это был весьма захватывающий опыт. Два года я занималась этим, и когда всё перешло в рутину, стало очевидно, что я ввязалась не в самую захватывающую для себя область и не готова заниматься этим до конца жизни.
Я решила реализовать-таки школьную мечту и получила журналистское образование. Параллельно писала, занималась пиаром, у меня довольно неплохо получалось. Тут были и упомянутые конкуры, работа в информационных агентствах и журналах.

Со временем я окончательно отошла от журналистики и сконцентрировалась на связях с общественностью. В какой-то момент устроилась в театр «Практика». После двух лет работы там перешла в благотворительный сектор.

Театру помогали меценаты и благотворители. Как-то ко мне подошли и сказали: благотворительный фонд «Система» ищет специалиста по коммуникациям, хочешь попробовать? В театре я участвовала в благотворительных проектах и уже задумывалась над тем, что эта тема мне близка. Я пришла, и меня взяли в тот же день. Поговорила с директором, сразу попала на собеседование с президентом фонда Вячеславом Копьевым (в то время зампред совета директоров АФК «Система». —Прим. АСИ), и он сказал: выходите.

Три года для перемен
Безусловно, когда ты пытаешься рассказать окружающим, что ты теперь делаешь, общество не всегда понимает, о чем идет речь. У меня были хорошие связи с журналистами. Но те журналисты ничего не понимали про благотворительность, приходилось выстраивать новые отношения.
Фото: Слава Замыслов/АСИ
Не могу сказать, что я ничего не знала про этот сектор. Когда ты работаешь в театре, то много видишь. Мы делали благотворительные проекты, ездили в школу-интернат в Тульской области, организовывали арт-школу. Поэтому что-то я знала.
Фонд «Система» — организация динамичная. Он растет, меняются приоритеты, проекты. В тот момент как раз происходили большие изменения, запускался проект «Лифт в будущее», серьезно расширялась команда. Это привело к конкретизации и сужению моей зоны ответственности. С точки зрения менеджмента — правильная и логичная вещь. Но мне стало неинтересно, и я решила уйти. Я вообще за интерес.

До Форума доноров я жила с таким пониманием, что каждые два-три года надо что-то в жизни кардинально менять. Ощущение свободы,открытых возможностей и права на изменения меня очень радовало. Наверное, эта философия позволила мне посмотреть на многие вещи с очень разных позиций, проиграть разные роли.
  • О спасении королевства
  • Однажды я позвонила в Форум доноров как партнеру, чтобы сообщить, что ухожу, как все приличные люди делают. И Наташа Каминарская (на тот момент исполнительный секретарь Форума доноров. — Прим. АСИ) пригласила меня в команду.

    Меня очень увлек проект «Лидеры корпоративной благотворительности». Мне хотелось сделать из него нечто большее, чем просто конкурс, и сейчас это целая экосистема с тематическими встречами в течение года, аналитикой, международным партнерством. У нас вообще неплохо развивается партнерство с коллегами из разных стран. Проект стал стержнем, вокруг которого теперь строится работа ассоциации с социально ориентированным бизнесом.
Фото: архив Форума доноров
Конференция каждый год была и остается непростым, но интересным испытанием. Думаю, что нам удавалось поднимать непростые темы и подавать их на неплохом качественном уровне, выходить за рамки узкосекторальной аудитории, представлять экспертизу российских фондов и компаний международному сообществу (на конференции всегда много иностранцев).

А еще у нас получалось договариваться с интересными «негостиничными» площадками: Домом Пашкова, музеем «Царицыно», Домом русского зарубежья.

В целом за эти годы институциональная благотворительность — и фонды, и компании, — стала мне близка и понятна. Нравится, что она сочетает ценностные, мотивирующие меня цели с четким и профессиональным подходом к их достижению. В этой сфере много прекрасных специалистов и при этом очень приятных людей. С большинством у меня теплые дружеские и партнерские отношения. Тема и сообщество — вот что меня сейчас удерживает.

Безусловно, в Форум доноров в первую очередь приходили и приходят лидеры благотворительной сферы – крупнейшие фонды и компании. При этом мы всегда были открыты для новых организаций. Конечно, при условии, что они отвечали критериям, были готовы придерживаться культуры и правил открытости, хотели делиться опытом. Английский клуб – это клуб по рекомендациям. Туда просто так не войдешь. В Форум доноров всегда можно прийти, познакомиться и при желании присоединиться.
Фото: Слава Замыслов/АСИ
  • О новой должности
  • Так получилось, что, когда Наташа уходила и искали нового директора, со мной тоже говорили. Я отказалась. Что там говорить, я не девочка, хотела ребенка. Понимала, что одно с другим довольно сложно поженить. Особенно после Наташи, она потрясающий эксперт.

    Был перерыв между Наташей и мной в восемь месяцев, с другим директором Ольгой Барнашовой, и уже при Оле что-то начинало меняться. Но когда она решила уйти, стало понятно, что с королевством надо что-то делать. Не могу сказать, что решение возглавить ассоциацию было взвешенным, оно было скорее эмоциональным.

    В тот момент Форум доноров находился в непростой ситуации. И мне очень хотелось, чтобы эта организация, накопившая за 15 лет работы экспертизу, опыт и репутацию в секторе, продолжала жить и выполнять свою миссию.
    В команде, кроме меня, с того периода больше никто не остался. Не то чтобы я этого хотела, так получилось. Просто многое изменилось: стратегия, корпоративная культура, функционал, система отношений.

    Конечно, и раньше, и сейчас у нас велика роль совета Форума доноров. Мы – настоящая ассоциация, в которой все стратегические решения принадлежат членам. Я была избрана директором в октябре 2016 года, а спустя несколько месяцев прошло переизбрание совета. Вместе с его членами мы разрабатывали новое видение и новую стратегию Форума доноров, определяли, какими нам быть.

    И то, что нас перестали называть английским клубом, – результат нашей совместной работы. Было принято решение о трансформации ассоциации от чисто донорского объединения к сообществу любых институциональных филантропических организаций, нацеленных на профессиональное развитие, этичную деятельность, обмен опытом и совместные действия. Сейчас в ассоциацию входят не только донорские фонды и компании, но и крупные благотворительные организации, привлекающие массовые частные пожертвования.
  • Союз занимающихся благотворительностью
  • Когда я объясняю смыслы и суть своей работы тем, кто совсем далек от КСО, благотворительности, некоммерческого сектора, я говорю, что работаю и помогаю работать тем, кто профессионально делает мир лучше. Наверное, это совсем простое объяснение.

    Оно очень обширное, но очень понятное. Если говорить со сторонними людьми как с будущими членами – не поймут. Дальше зависит от того, с кем ты говоришь, к чему он готов. Нет одного ответа на этот вопрос. Он каждый раз новый.

    Если люди спрашивают, что такое Форум доноров, я говорю, что это союз тех, кто занимается благотворительностью и делает это качественно и профессионально. Это очень понятное определение.

  • Благотворительность как что-то олдскульное
  • Мне кажется, что происходит определенная девальвация понятия «благотворительность», в том числе в институциональной и донорской среде. Оно становится «немодным». Бизнес говорит о социальной деятельности в контексте устойчивого развития, социальной ответственности или импакт-инвестиций. В международном сообществе несколько особняком развивается идея венчурной филантропии. А классической благотворительности все чаще отводится место исключительно в сегменте частных пожертвований.

    Я думаю, что, как всегда, всё дело в возрасте. Благотворительность существует очень давно, и каждое детище благотворительной революции – новая концепция, институт или инструмент – в момент своего появления вынуждены демонстрировать свою суть и отличия. Это противопоставление на первый взгляд может казаться отрицанием, но в итоге это не так. Происходит расширение набора инструментов и моделей.

    Да, предмет становится обширнее и глубже, начинает затрагивать самые основы бизнеса, если мы говорим про бизнес. При этом ни роль корпоративной благотворительности, ни предъявляемые к ней требования не снижаются, а ряд задач не решить никакими иными инструментами.

    Есть проекты или аудитории благополучателей, работу с которыми здесь и сейчас не имеет смыла переводить на рельсы окупаемости. Наивно думать, что реально назначать цену на все «социальные услуги» благотворительных организаций, стоит думать и о других инструментах устойчивости НКО – тут есть о чем поговорить.

    Мне кажется неправильным, что благотворительность периодически трактуется как что-то олдскульное и поэтому настоящие эксперты, идущие в ногу со временем, занимаются чем-то другим, строят мир и креативят в каких-то других сущностях, оставляя благотворительности узкую тему фандрайзинга.

Комментарии:

Вы должны Войти или Зарегистрироваться чтобы оставлять комментарии...