Наверх
Герои

Дети ветра

О людях и лошадях
08.03.2018
Ветер в волосах и гривах, как у героев песен Хелависы или романов Толкиена. Сказочные образы словно переселились на забайкальский простор и воплотились в юных наездниках, которые чувствуют себя со своими длинноногими питомцами единым целым. «Дети ветра» в селе Сивяково появились совсем недавно, но уже завоевали сердца тех, кто неравнодушен к прекрасному. 
Ирина Глухова — главный тренер-берейтор, руководитель, идейный вдохновитель, ангел-хранитель и душа всего этого беспокойного хозяйства под названием «Конноспортивный клуб». Чуть более трех месяцев назад она, уроженка Краснокаменска, перевезла в Сивяково своих питомцев, и клуб «Дети ветра» после четырех с половиной лет существования обрел новое место жительства. Ирина — удивительный человек, который буквально светится добротой и любовью изнутри, особенно когда говорит о своих драгоценных лошадках и ребятах из клуба. От нее исходят легкость и свет, звонкий смех заражает искренностью и заставляет улыбнуться в ответ. А еще она настоящий энерджайзер: в ее жилах течет испанская кровь (бабушка Ирины испанка, оказалась в России волею судеб, и это стоит отдельного рассказа). Энергии хоть отбавляй, и всю ее Ирина направляет на развитие модного нынче конного спорта. Правда, слово «модный» здесь не ключевое: у Ирины это любовь на всю жизнь, которая передалась по наследству дочке. Четырехлетняя Варвара с полутора лет тренируется и уже ведет себя как настоящая всадница, даже шлем свой у нее есть.
После школы непоседливый характер унес Иру сначала в Новосибирск. Училась в институте экономики и управления по специальности «государственное муниципальное управление», в свободное от учебы время занималась в новосибирской школе спортивного резерва, бывала на частных конюшнях, где начала потихоньку тренировать начинающих наездников. Любовь к лошадям у Ирины была с детства, и в столице Сибири нашлась возможность реализовать ее более профессионально. А потом, приехав в очередной раз домой в отпуск, решила основать собственный клуб в родном городе.
— Все началось с одного коня, в которого я, можно сказать, влюбилась, — смеется Ирина. — Это было четыре с половиной года назад. У коня сначала появился дом. Потом у него появилась подруга, у которой начали рождаться дети. Друзья мне и говорят: «Ира, ты одна ездишь — клево, красиво, давай мы тоже будем учиться, мы тоже хотим так же красиво и быстро кататься». Я начала искать спокойных лошадок. У каждой лошади, которая у нас появлялась, есть своя история. Каких-то лошадей мы забирали прямо с бойни. Соседи, где у нас находился изначально конный клуб, говорили: «Хочешь лошадку? Не возьмешь – завтра на мясо». А я понимаю, что у меня маленький ребенок, только родившийся, потом осень, корма, постройка, расходов много… Но лошадь-то жалко. Ее привезут, покажут, она тебе в глаза посмотрит, а ты потом думаешь: ну не предать же ее. Есть у нее шанс выжить. Звонила подругам, друзьям, говорила: ребята, давайте скинемся. Несколько лошадей таким вот образом появились. А потом они начинали работать правильно, у них уже формировался мышечный корсет. Лошадь, которая раньше была колхозной клячей, становилась большой и красивой. Бывшие хозяева, когда видели, спрашивали: «Это что, новый конь?» «Да нет, — говорю, — у вас купили год назад». Они не верили. Вот Буян — большой, рыжий, у него под седлом белые пятна, когда он у нас появился, у него там были одни кости. Мы его лечили. Он шатался весь, не было шерсти, просто кожа вышарканная. Он работал у прежних хозяев круглый год без выходных, и так как я, когда приезжала в отпуск в Краснокаменск, знала этого коня, я решила, что надо его забирать. Мы его забрали, год лечили спину, ноги, на нем не ездили. Очень много в него вложили, и он теперь прыгает, правда, жалуется на спину, она болит у него. Но деток многих он на соревнованиях возил в Краснокаменске.
В то, что конь именно «жалуется», нельзя сомневаться ни секунды. Ирина с лошадьми разговаривает на неуловимом для обычного человека языке, она понимает их, чувствует, и они чувствуют ее. Так же, как и ребята, которые под ее ненавязчивым, но чутким руководством уже сроднились со своими непарнокопытными друзьями. Глядя на них, понимаешь: эти мальчишки и девчонки, кем бы они ни стали в будущем, так или иначе свяжут свою жизнь с самыми красивыми и умными животными на свете. Например, юная красавица Нина, которая в этом году поступает учиться, не представляет своей жизни без лошадей. Ирина возлагает на нее большие надежды, надеясь вырастить из девушки и ветеринара, и тренера. Из далеко идущих планов — создать штат квалифицированных сотрудников, которые будут работать с людьми и животными одновременно.
Соседи, где у нас находился изначально конный клуб, говорили: «Хочешь лошадку? Не возьмешь – завтра на мясо».
Ребята из конноспортивного клуба живут интересной жизнью

Карина, Геля, Егор, Лиза и другие ребята, несмотря на совсем юный возраст — от 9 до 13 лет, уже сейчас незаменимые помощники Ирины. Некоторые приехали на все лето из Краснокаменска, чтобы быть поближе к своим любимцам. Местные дети тоже втянулись в благородное лошадиное дело, правда, не сразу.  — Деревенских деток из Сивяково у нас уже около двадцати человек, — рассказывает Ирина. — Когда я только приехала сюда, первое впечатление у меня было грустное. Сидят двое парней, качаются на качелях возле магазина. Один из них Егор (сейчас у нас в клубе занимается), второй Степка. Покачались, на лавочке посидели, потом снова на качели, и так весь день. Утром смотрю — качели вывернуты. Все это они от безделья творили. У них даже на лицах была какая-то печать тяжелой жизни. Дети без детства. Строили из себя серьезных взрослых, будто они такие уже прожженные, все знают, жизнь видели со всех сторон. После того, как пришли к нам, они сильно изменились, здесь они детьми становятся наконец-то. Мысли у них такие детские, светлые теперь, даже лексикон изменился. У некоторых был очень маленький словарный запас, разговаривали так, будто несколько сроков отмотали. Я думаю, это заслуга лошадей, потому что лошадь выравнивает психологические зажатости, барьеры. Реабилитация психологическая важна как для взрослых, так и для детей.  Дети в клубе занимаются бесплатно. По нынешним временам, когда за один час занятий в конных клубах, например, Москвы берут не менее полутора тысяч рублей, это просто подарок судьбы. Кроме этого, ребятишки еще и под постоянным присмотром. К сожалению, некоторые нерадивые родители, мало интересующиеся судьбой детей, не очень-то ценят это.
— Когда я искала жилье здесь в Сивяково, пришла в один дом, который сдавали родители девочек-близняшек, — продолжает Ирина. — Заходим, видим картину: стол, стул, бутылка водки, а за столом спит отчим девчонок. В их комнате пустота, только матрасы лежат. Сейчас эти девочки у нас занимаются. Раньше многие местные родители найти не могли своих детей дотемна. Теперь звонят и спрашивают: «Они у тебя?» Мы с такими детьми работаем. С родителями есть договоренность: тренировки бесплатные, но при этом дети помогают что-то делать — манеж огораживать, кормить, чистить лошадей, красить препятствия и так далее. Я хочу, чтобы они привыкли к этому. Те, кто постоянно занимается в клубе, знают норму кормления лошадей, воды, какие витамины добавить, как чистить их, седлать. Могут поймать убежавшую лошадку. И даже сами провести тренировку, причем не только для обычных людей, но и для инвалидов!
Все, кто общается с Ириной, не перестают удивляться: как она все успевает?! 120 членов клуба, с которыми нужно общаться, заниматься, уделять им кучу времени, плюс 27 лошадей с разными характерами и историями… Уходом занимается сама Ирина, штатный конюх и, конечно, ребята. Как перевозили лошадей из Краснокаменска в Читу, отдельная история. Везли по железной дороге почти сутки, тряслись, нервничали, переживали. Среди взрослых лошадей было три жеребенка, причем один — Шаман — родился буквально перед отъездом. Несмотря на все волнения, переехали благополучно. Теперь Иринины питомцы вольготно разгуливают по сивяковским зеленым просторам, жуют траву и вальяжно красуются перед гостями, которых в последнее время все больше и больше. У «Детей ветра» много поклонников, которые приезжают ради того, чтобы покормить коней морковкой, сахаром, почесать гриву, просто прикоснуться к лошади и исполнить мечту детства — прокатиться верхом. Такое живое общение для людей, живущих в современном мире, необходимо каждому, уверена Ирина. Ненадолго выбраться из города, сбежать из бетонных джунглей, побыть на природе, послушать шум воды, пообщаться с животными… Поэтому в планах клуба не просто построить конюшню, а создать базу психологической реабилитации для любого возраста.
 К нам приезжают покормить коней морковкой, сахаром, почесать гриву, просто прикоснуться к лошади и исполнить мечту детства — прокатиться верхом.
Одно из важных направлений, которыми занимается клуб, — иппотерапия. Ирина признается, что раньше не очень верила в эффективность этого вида лечения, но недавно убедилась сама, что оно реально работает. Сюда приезжают дети-инвалиды, которые не только получают бесценное общение с животными, но и чувствуют себя практически равными со здоровыми ребятами. «Дети ветра» хотят убрать разграничение между здоровыми людьми и инвалидами — это принципиальная вещь. В этом клубу неоценимую помощь оказывает фонд Германа Грефа, который оплачивает тренировки нескольким ребятам с ДЦП, ослабленным слухом и зрением. Правда, пока в Сивяково нет необходимых бытовых условий, чтобы принимать детей-инвалидов в большом количестве, но Ирина надеется, что все это со временем обязательно получит свое развитие. После того, как у девочки Вики с очень тяжелой формой инвалидности и целым комплексом заболеваний появились явные признаки улучшения здоровья, Ирина поняла: иппотерапия — это не миф, а самая что ни на есть реальность. 
Другой пример: девятнадцатилетний Сергей, глухонемой парень из Краснокаменска, позанимавшись некоторое время в клубе, привез золото и серебро с московских соревнований инвалидов. Когда-то, придя на конюшню, он не мог произнести ни звука. Сегодня Сережа знает все клички лошадей, по-своему общается и с ними, и с ребятами, с удовольствием помогает в ремонте, берет препятствия в 120 см и учится снимать на видеокамеру (приобретенную за счет того же фонда). Ирина надеется, что Сергей с его природным любопытством и умом сможет получить профессию оператора, чтобы стать полноценным членом общества, приносить пользу окружающим и радоваться жизни самому.
Ну и, конечно, Ирина не была бы Ириной, если бы не фонтанировала все новыми и новыми идеями. Вместе со своим хорошим другом Александром Писаренко она придумала эксклюзивный проект — соревнования среди слепых наездников. И уже взялась за его реализацию.
— Такого проекта в России еще не было, — делится Ирина. — Первый опыт работы со слепыми у меня был еще в Краснокаменске. Читинец Саша Писаренко, очень талантливый человек, музыкант, у него своя рок-группа, он полностью слепой, ему 30 лет, из них 15 он не видит. После тех эмоций, которые Саша получил от катания на лошади, мы стали с ним очень близкими друзьями. Можем с ним по четыре часа разговаривать. Проект зародился уже тогда, после первых дней нашего знакомства. Представители организации для слепых «Белая трость» приезжали к нам в Краснокаменск, и мы с ними сотрудничали. Пять человек слепых у меня тогда жили, это был интересный опыт. Очень интересные люди, все супермассажисты, один из них вообще повар! Я тогда посадила Сашу на лошадь, сначала в манеже, потом выпустила в поле на Буяне — он очень спокойный, даже ленивый конь, несмотря на кличку. И Саша ехал, ориентируясь на солнечный свет, а потом Буян его привез назад. После этого Саша сказал, что давно не чувствовал такого ощущения свободы.
Ирина отметила, что задуманный ею проект для слепых — это не только соревнования, но и некий эксперимент, научно-медицинская работа, которую ее помощники будут снимать на камеру и монтировать из полученного материала фильм. К слепым участникам присоединятся зрячие, но с повязками на глазах. Они будут работать в команде, выезжать в лес на час-два, а итогом эксперимента станет проведение соревнований по адаптивному конноспортивному туризму в езде на 12 км. В проекте будут участвовать психолог и врач, а фильм будет представлен на конгрессе «Белой трости» в Екатеринбурге.
Ирина и Облак


За то короткое время, что клуб осваивается в Чите, «Дети ветра» успели очень много. Поучаствовали в экофестивале «Земля родная», который прошел в июле в Улетовском районе, где устроили на радость зрителям показательные выступления и продемонстрировали два цирковых номера, а также дали для всех желающих мастер-классы по уходу за лошадьми. Поплавали с дельфинами. Искупались в Кеноне. В общем, жили на всю катушку, интересно и весело, и останавливаться на этом не собираются. Планов у клуба очень и очень много. Впереди соревнования по конноспортивному туризму, которые пройдут 18-19 августа. Состязания включат в себя показательные выступления, спартакиаду инвалидов на стадионе «Юность» в Чите, а также мастер-классы в Серебряном бору и многое другое.
Что касается отдаленных планов на будущее, они в целом обозначены так: расти, развиваться, строить, расширяться, насколько это будет возможно по финансам. Уезжать из Читы, так же, как и возвращаться в Краснокаменск, Ирина смысла не видит. Несмотря на то, что клуб просуществовал в Краснокаменске более четырех лет, возможностей для его развития, сохранения лошадей там нет. А в Чите есть. Поле деятельности здесь гораздо шире, и пользы клуб может принести намного больше, тем более интерес к конноспортивному туризму набирает обороты. Ирине удалось наладить сотрудничество с региональными министерствами: минкультом, минздравом, министерством соцзащиты, МЧС. Большую помощь «Детям ветра» оказывает глава сельского поселения «Сивяковское» Сергей Атрощенко — он помогает решать как земельные, так и финансовые проблемы.
— Мы продаем недвижимость в Краснокаменске и будем строить конный комплекс здесь, — говорит Ирина. — Все средства, которые мы зарабатываем, вкладываем в развитие, поэтому оно потихоньку идет. Вы же сами видите, началось все с одной лошадки, а теперь их уже 27. В Краснокаменске, правда, нам помогали спонсоры — кормами, зерном. Совхоз «Целинный» дарил нам овес каждую осень. Местные предприниматели помогали устраивать соревнования. Швеи местные шили красивые бархатные вальтрапы и другие вещи. Были свои парикмахеры, которые стригли лошадей. Здесь, в Чите, пока чудес со спонсорами нет, но, я думаю, они со временем появятся, когда увидят нашу работу, наших детей, которым это необходимо.
Напоследок мы не могли не спросить Ирину: откуда взялось такое красивое название?
— Лошади — это и есть дети ветра, — улыбается она. — У них постоянно ветер в гривах, они всегда бегут, ветром слезы вышибает от скорости. И дети наши, основной состав, родились в Краснокаменске — городе в степи, на семи ветрах. Мы все, по большому счету, дети ветра. Так и назвались. 
Юные наездники чувствуют себя уверенно и в манеже, и в поле


Комментарии:

Вы должны Войти или Зарегистрироваться чтобы оставлять комментарии...